SWITCH THE LANGUAGE
КРИЗИСЫ/АКАДЕМИИ
летняя школа ИГИТИ и DOXA
1-4 июля, 2019 (Москва)



Летняя школа будет посвящена анализу изменений в университетском пространстве за последние несколько десятилетий. Идеологические изменения в эти десятилетия во многом связаны с распадом двуполярного мирового порядка, что способствовало изменению представлений об академии как инстанции истины и доверии. Эти изменения привели к очередному кризису идеи университета. Одновременно с этим все участники университета столкнулись с активными процессами прекаризации академической работы и маркетизации высшего образования и науки, которые внесли серьезные изменения в функционирование университетского пространства.

Отправной точкой для летней школы станет вопрос о том, как университеты и ученые балансируют между академическими достижениями, собственной исследовательской автономией и ориентацией на рынок/государство в процессе производства знания. Мы сконцентрируемся на российском контексте, который испытал значительные изменения в последние два десятилетия, но также проведем сопоставление с постсоветским опытом и опытом западных стран.

Для этого мы сконцентрируемся на следующих вопросах. Какую роль академические интеллектуалы играют в современных обществах, и как эта роль изменилась за последние два десятилетия? Каковы модели и паттерны академических структур, и как они изменились за последние годы (здесь мы сосредоточимся на различных видах иерархий, как между сотрудников, так и между студентами и преподавателями)? Какова роль студенческого знания и студенческого голоса в академии? Какое влияние на студентов оказывают различные иерархические модели в университете? В каком виде существуют и могут существовать безопасные и свободные пространства для студентов? Учитывая растущую важность неакадемического знания, как отношения между академическим и неакадемическим знанием изменились за последние годы, и какой потенциал содержится в диалоге по обе стороны академии?

Школа пройдет 1-4 июля 2019 года в НИУ ВШЭ в Москве.
СЕКЦИИ И СПИКЕРЫ



В рамках летней школы мы бы хотели уйти от вертикального лекционного формата и сосредоточиться на дискуссионном формате, связанным с подготовкой в группах. Каждый участник будет приглашен в одну из шести рабочих групп, в рамках которых будет работать над подготовкой исследования, которое будет продолжено в рамках школы. Работа в группах начнется до летней школы (иностранные участники смогут присоединиться по видеосвязи). Результаты работы в группах будут опубликованы в журнале DOXA.
Секция 1. (Современная) критика (современного) университета
Группа обратится к изменению тематики в рамках критики университета за последние годы и предпримет попытку изучить долгосрочные тенденции и временные нововведения. В рамках данной группы мы совместим историческую перспективу с социологической, и при помощи рассмотрения отдельных кейсов сформулируем ключевые проблемы, с которыми современный университет столкнулся как социальный институт.

Участники:

Яна Бачевич — исследовательница в области социальной теории и политики производства знания, научный сотрудник в области критических исследований высшего образования в рамках кластера Culture, Politics and Global Justice Факультета образования Кембриджского университета.

Ян Сурман — культурный историк науки, исследователь в области истории университетов восточной и центральной Европы, научный сотрудник ИГИТИ НИУ ВШЭ.

Александр Русанов — историк университетов и академического образования, эксперт в истории средневековых университетов и университетов Пиренейского полуострова, старший научный сотрудник ИГИТИ НИУ ВШЭ.
Секция 2. Университет —это кто?
В рамках данной секции мы обратимся к ключевым критическим вопросам современной академии. Мы обсудим ключевых акторов в рамках академии (студентов, преподавателей, профессоров, менеджеров) с упором на разные способы коммуникации между ними. Цель данной группы заключается в обсуждении точек напряжения между этими акторами в контексте современной неолиберальной рабочей этики — практики, которая распространяет уязвимость с целью укрепления контроля и предотвращения сотрудничества.

Участники:

Армен Арамян — политический философ, студент программы «Политическая философия» Шанинки/Manchester University, редактор раздела «Университет» независимого студенческого журнала DOXA.

Алексей Плешков — философ, исследователь в области темпоральности современной академии, заместитель директора ИГИТИ им. А. В. Полетаева НИУ ВШЭ.
Секция 3. Гендер(ные исследования) в постсоветской академии
В последние десятилетия существование и важность гендерных исследований были камнем преткновения внутри академии, создавая новые неожиданные альянсы и разрушая старые. В рамках данной группы мы обсудим недавнее прошлое и будущее гендерных исследований в постсоветской пространстве через рассмотрение конфликтов о важности гендерных исследований, практиках гендерных исследований на пересечении академической и публичной сферы, стейкхолдеров, выступающих за и против программ/курсов по гендерным исследованиям. Главный вопрос будет заключаться в том, как гендерные исследования резонируют с производством гендерной идентичности внутри университетского пространства, а также с гендерными аспектами трудоустройства и академической экономики.

Участники:

Элла Россман — феминистская активистка, преподавательница Школы культурологии НИУ ВШЭ, исследовательница в области гендерной социологии и истории СССР.

Фрэнк Кариорис — преподаватель по гендерным, женским исследованиям и исследованиям сексуальности в Питтсбургском университете и в Американском университете в Центральной Азии, основатель первой академическом программы по гендерным исследованиям в Центральной Азии, директор Центра критических гендерных исследований.
Секция 4. Академия и публичная сфера
С развитием новых медиа и кризисом авторитета интеллектуалов, академия столкнулась с постепенным угасанием своего влияния. В то время как в западной европе "научные марши" должны были сопротивляться этому феномену, многие проявили скепсис по отношению к ним, поскольку они задействовали определенные идеалы (такие как истина), которые ученые и интеллектуалы уже давно отбросили. На что же годится академия, если она больше не может производить истину? Что она производит, и что она может производить? Каковые новые идеалы, которым академия может следовать в будущем, и как их сформулировать? Каковы новые акторы, которые производят истину вместо ученых, и как к ним должны относиться ученые и интеллектуалы?

Участники:

Марк Кэрриган — цифровой социолог в Университете Кембриджа и The Sociological Review Foundation, эксперт в области роли социальных медиа в высшем образовании.

Полина Колозариди — социолог, научный сотрудник НИУ ВШЭ, координатор клуба любителей интернета и общества.
Секция 5. Академия вне стандартов
Академия находится в процессе изменения, но порою кажется, что это движение черепашьими шагами. Тем не менее, пересечение между академической и публичной сферу продолжает расти, и возникают новые форматы, которые указывают, что старые рамки больше не работают, и что существует потребность в чем-то новом, чем-то большем, чем "популяризация науки", или "просвещение". В рамках данной секции мы обсудим новые формы общественного участия исследователей и интеллектуалов и ответим на вопрос, как эти новые формы могут производить также новые социальные формы совместного обучения и нового знания.

Участники:

Анке Хенниг — теоретик в области литературы и визуальной культуры 21 века, руководительница международной исследовательской группы Retro-Formalism и со-основательница транснациональной исследовательской платформы Speculative Poetics.

TBA
Секция 6. «Лихая» академия
Работа этой группы будет заключаться в создании медиа-проекта, посвященного переходу советского университета в постсоветский в 1980-2000-е гг. Мы возьмем на себя роль журналистов-антропологов и попробуем создать мультимедийный проект в Интернете об этом транзите, собирая эмпирический материал: например, интервью с людьми, которые преподавали научный коммунизм — где они сейчас и чем занимаются? Мы попытаемся узнать, как создавались независимые издательства, или как в 1990-е выбирались академические тексты для перевода. Участники группы смогут сами выбирать и работать над темами, которые им было бы интересно осветить в этом ключе.

Участники:

Таня Ускова — историк, студентка программы Public History Шанинки/University of Manchester.

TBA
УЧАСТИЕ В ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ
В заявке на участие расскажите о своем исследовательском и/или практическом опыте, а также о том, почему хотите принять участие в школе. Не забудьте указать, в какой группе вы бы хотели принять участие.

Подавайте заявку на школу по ссылке. Дедлайн приема заявок — 14 апреля 2019 года.

Организаторы не покрывают расходы на проезд и проживание, но могут помочь с оформлением российской визы.

Общее количество участников — 35 человек.
_____________ОРГАНИЗАТОРЫ



Школа организована Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ и независимым студенческим журналом DOXA.

Организационный комитет:

Армен Арамян — MA in Sociology (Manchester University), магистр по политической философии (Шанинка), редактор раздела «Университет» журнала DOXA;

Ян Сурман — PhD, научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева НИУ ВШЭ, культурный историк науки.
По любым вопросам: doxa.fgn@gmail.com (тема письма 'Summer School').

Фото на фоне: Университетское здание, разрушенное во время землетрясения в Мексике (фото Анастасии Синицыной).