ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Выездная исследовательская школа Журнала DOXA
3 – 7 февраля 2019 года
дедлайн заявок:
16.12 (новые группы)
28.12 (все заявки)
Московская область,
поселок Вороново,
Учебный центр НИУ ВШЭ
Деколонизация воображения — международная исследовательская школа, организованная студенческим журналом DOXA совместно с ЦПИК* при поддержке НИУ ВШЭ и Оксфордского Российского Фонда.
Школа пройдет в учебном центре НИУ ВШЭ в Московской области. На протяжении четырех дней участники школы будут работать в рамках небольших групп (4-8 человек) над исследовательскими проектами, результаты которых будут представлены в последний день, а также на площадках вне школы.

*ЦПИК (Центр Подключения Интимных Коммуникаций, основан в 2016 году) — это киберфеминистский сетевой центр, разрабатывающий воображаемое программное обеспечение с кодовым названием ИИ (Интимный Интерфейс).
Мы все колонизованы этими мифами о происхождении с их стремлением исполниться через апокалипсис. Фаллогоцентристские истории происхождения, наиболее важные для феминистских киборгов, встроены в текстовые технологии — технологии пишущие мир, биотехнологию и микроэлектронику, — которые в последнее время текстуализовали наши тела в качестве проблем кода в схеме C3I. Истории феминистских киборгов имеют своей задачей перекодировку коммуникации и информации для подрыва управления и контроля.
Донна Харауэй, «Манифест киборга»
Тематика школы
Воображение находится в исследовательском фокусе современной философии, социальных и гуманитарных наук и различных трансдисциплинарных областей. Современные политические теоретики и практики говорят об использовании ресурсов воображения для того, чтобы помыслить выход из существующей политической и экономической системы, исследователи науки и техники исследуют социотехническое воображение, постколониальные исследователи и активисты задаются вопросом о том, возможна ли деколонизация воображения. При этом разговор о деколонизации выходит за пределы антропологии и постколониальной теории: программисты и разработчики повсеместно задаются вопросами о том, как сделать технологии более децентрализованными и эгалитарными, пока научно-фантастические нарративы, как кажется, все более глубоко проникают в нашу жизнь, выступая современным видом «популярной метафизики».

В рамках выездной школы «Деколонизация воображения» около десятка исследовательских групп будут работать над различными теоретическими и практическими решениями вопросов, связанных с политическими ресурсами воображения, деколониальными и постколониальными подходами в философии и социальных науках, а также с деколонизацией технологий и научно-фантастических нарративов. Вместо транслирования актуальных сюжетов зарубежной мысли школа займется поиском оригинальных теоретических/практических решений непосредственно в работе с материалом российского/постсоветского пространства.
Рабочие группы
Направление 1. Деколонизация техники и постсоветские (этно)футуризмы
A. Деколонизация космической технонауки
Участники: Денис Сивков, Олег Блинов, Евгений Кучинов
Рабочий язык: русский

Освоение космоса до сих пор определяется рядом исторически сложившихся монополий и неравенств: госмонополия на запуски и производство отдельных компонентов, монополия "космических держав" (США, Россия, Китай) на развитие космических программ по отношению к странам Глобального Юга, а также монополия представителей естественнонаучного и технологического знания на производство своего видения космоса. В рамках данного трека мы попытаемся найти возможности деколонизации космической технонауки. Мы попытаемся увидеть эти возможности в техноанархических утопиях начала ХХ века, в которых намечается концепция безгосударственного выхода в космос, в ранних попытках освоения космоса, когда космонавтика была частным делом инженеров в подвалах и гаражах, в современных проектах непрофессиональной и некоммерческой космонавтики.
B. Научно-фантастическая литература и будущее
Участники: Артём Зубов, Питер Фрейз
Рабочие языки: русский, английский

Будущее, вопреки расхожему мнению, не является открытым пространством свободного воображения. Способы воображения будущего зажаты в тисках прошлого и настоящего – доминирующих идеологий, существующих социальных проблем, страхов и надежд, коммерческих и рекламных расчетов. Научная фантастика как жанр, как рыночная категория, распространяет свою гегемонию на популярные формы осмысления будущего и, следовательно, на представления о будущем. Образы будущего, которые поставляются популярными научно-фантастическими нарративными выступатю своеобразными «точками отсчета» для оценки нашего места на прямой прогресса.

Но можем ли мы помыслить будущее за пределами этих рамок? Существуют ли альтернативные формы воображения? Можно ли использовать перформативный заряд научно-фантастических нарративов для конструирования альтернативных образов современного общества? В рамках рабочей группы мы будем знакомиться с образцами научно-фантастического письма: в основном это тексты, которые не получили широкого коммерческого успеха, но которые предлагают вовлекают читателя в интеллектуальные игры и мысленные эксперименты. В дискуссиях мы будет уделять внимание языку – тому, как он воздействует на воспринимающее сознание.
C. Error-friendly сети
Участники: группировка eeefff (Дина Жук, Николай Спесивцев)
Рабочие языки: русский, английский

Практическая группа по спекулятивному совмещению логики адаптации, базирующейся на травме – присущей кибернетике с ее позитивной и основополагающей ролью ошибки, патологии, катастрофы – и современного дискурса «эффективности» в вычислениях, который сейчас доминирует в алгоритмических системах и методах их производства.

Рабочая группа сфокусируется на различных способах сочленения алгоритмического и (не)человеческого, а также на тех энергиях/интенсивностях, которые придают этим сочленениям устойчивость. Цель трех дней воркшопа – спекулятивное построение алгоритмически курируемых топологий сетей, базирующихся на маргинальных кибернетических проектах и на том, что группировка eeefff называет «дырявым футуризмом», который связывает практики воображения с материальностью культурных машин.

К участию в группе приглашаются (био)хакеры, художники, технологи, философы, писатели научной фантастики и их нечеловеческие коллабораторы.
D. Технологии большие и малые. Масштаб и соразмерность в социальной жизни технологий
Участники: Центр STS ЕУСПб (Николай Руденко, Ольга Бычкова, Лилия Земнухова, Роман Малюшкин), Александр Широков
Рабочие языки: русский

Историк технологий Лео Маркс отмечает, что мы живем в эпоху «технологического пессимизма», когда практически все сферы нашей жизни охвачены всеобъемлющими сетями технологий. Мы ничего не может сделать с этим фактом. Даже при возникновении поломок и катастроф, человечество вынуждено мириться с инфраструктурой, поскольку не может существовать без/вне ее. Подобного рода пессимизм и неудовлетворенность большими технологическими системами сформировались еще в 1960-70-е гг. XX века. Возникла идея заменить их небольшими, более экологическими и более демократичными технологиями, а разговоры о том, что «малое - прекрасно» (Э. Шумахер), необходима демократизация технологий (Л. Виннер) и важен деколониальный взгляд на технологии (М. Акриш), сопровождают многие современные дискуссии о развитии технологий. С появлением цифровых технологий эти темы получили новый импульс. Нанотехнологии, прогремевшие десять лет назад, и большие данные, продолжающие вызывать хайп сегодня, также поднимают актуальные вопросы о том, каким образом технология встраивается в физическую, психическую, эпистемологическую размерность человека.

Данная рабочая группа посвящена осмыслению идей масштаба и размера в социальной жизни технологий. Это касается глобализации и локальности, децентрализации и централизации, больших корпораций и деколонизации, большие и малых данных в современной технонауке и ряда других тем, которые будут предложены участниками группы.
E. Государство воображает и кусает интернет
Участники: клуб любителей интернета и общества (Полина Колозариди, Дмитрий Муравьёв, Лёня Юлдашев)
Рабочие языки: русский, английский

Почему государство так заинтересовано в новом мире «горизонтальных демократичных технологий»? Зачем чиновники говорят о том, что «человеческий фактор» нужно убирать из политики? Какую позицию мы можем занять как исследователи? Должны ли мы верить взгляду, связывающему идею не-глобального интернета с антиутопией? Возможно ли посмотреть на интернет иначе?
Мы предлагаем разобраться с составляющими этих странных отношений исследовательского знания, государства и интернета.
Мы не будем делать насильственного (кроме необходимого) различия между теорией и эмпирикой, используя разные тексты для разных нужд.
Это будут:
- теоретические работы про интернет, знание и воображение
- публицистика
- государственные проектные документы
- анонимизированные материалы интервью с чиновниками.
Мы предлагаем вместе читать их разными способами и выяснять, как видят и познают друг друга интернет, государство и исследователи.
Мы организуем это исследование как клуб любителей интернета и общества — не будучи академическим или экспертным институтом, причастным власти, мы хотим понять, как устроено знание и воображение разных институций, которые говорят о власти и технологиях в России.
Направление 2. Антропология (без) границ
А. Антропология времени и труда
Участники: Николай Ссорин-Чайков, Ольга Пинчук
Рабочие языки: русский, английский

Что представляет из себя современное производство продуктов потребления? Кто работает в цехах? Как устроено взаимодействие машины и человека в процессе производства? На волне технологического подъема невольно создается впечатление, что производство сегодня это армия роботов и автоматов, которые при минимальном участии человека осуществляют все необходимые процессы. Однако в российской действительности (и не только в российской) это не всегда так. Рабочие в цехах подчинены жестким ритмам производства, а режимы и условия труда структурируют их жизни, – становятся доминантой, формируя отношения, мнения, взгляды и выборы. Мы посмотрим на производство с позиции рабочего через призму темпоральности, – попробуем понять как переживается время через труд (на имеющемся эмпирическом и теоретическом материале), и создадим проект этнографического исследования.
B. Кто живет в лесу? 🌲💾🎾
Участники: Наталия Тышкевич, Евгений Кучинов, Тим Ингольд, Рик Долфин, Высшая Школа Жуков 🐛, Растительный Вестник, Лесная Газета
Рабочие языки: русский, английский

Позитивистский научный подход часто подразумевает изъятие объекта изучения из его окружения, редукционизм, убивающий всю сложность живых систем, или даже уничтожение этих систем во имя эксперимента. Антропология осознала ужас работы традиционного этнографа, который оказался энтомологом, накалывающем жука на булавку для коллекции, и совершила поворот от мультикультурализма к мультинатурализму (Анна Цзин, Эдуардо Кон). Но что происходит в самой природе, равнодушной к сменам исследовательских оптик и поколений ученых школ? Выход в реликтовый хвойный лес, растущий за воротами пансионата Вороново и зимой будто бы неживой, может стать способом разработки нового, композитного создания. В лесу и с лесом оно способно обнаружить, вылепить, записать свои способности, модули, библиотеку операций-чувств.

Параллельно со сбором полевого лесного материала рабочая группа "🌲💾🎾" займется сразу несколькими сюжетами из современной экологии, не сфокусированной на человеке, от философии слизевиков до …*

*[следы лапок в снегу]
C. Лаборатория Ingame Anthropology
Участники: Группа IBORG (Федя Балашов, Юля Кожемяко и Рита Скоморох)
Рабочий язык: русский

Творческое объединение IBORG проведет виртуализацию опыта участников школы, разработав арт-игру – аудиовизуальную цифровую инсталляцию на стыке между современным искусством и видеоиграми. Если game studies колонизируют игры, навязывая им внешние интерпретации, то здесь игра будет вступать в живой диалог с наукой, позволяя каждому участвовать в ее создании — однако с непредсказуемым результатом.

В основу идеологии группы IBORG положен концепт «шатания», указывающий на неопределенность будущего видеоигр. Участники группы — Федя Балашов, Юля Кожемяко и Рита Скоморох — избегают как тиражирования, так и критики конвенциональных способов «сборки» игрового процесса, пытаясь развить медиум игры как нечто, обладающее самостоятельной эстетической ценностью, а также нащупать новые подходы к структурированию опыта игрока.

К участию в группе приглашаются 3D-моделлеры и саунд-дизайнеры.
D. Антропология электросвязи в эпоху модернизации
Рабочий язык: русский

Обращаясь к научной фантастике, инженерно-технологическим проектам, трансформациям повседневной жизни и коммуникаций, футуристическим мотивам в искусстве и в целом к полемикам вокруг вопросов глобализации и модернизации, участники проработают обширный эмпирический материал (исторические источники конца XIX века – начала XX), собрав возможные ответы в том числе на следующие вопросы:
Каким смыслом наделялось электричество (как связь, как энергия и как способ передачи энергии)? Чего от него ждали в политическом, экономическом и культурном плане, чего опасались? Какую реальную роль в социальных и технологических трансформациях оно имело?

В результате группа представит обзор литературы и представлений, связанных с процессами глобализации воображения на закате XIX века на примере представлений об электросвязи.

К участию в группе приглашаются историки науки (физики, биологии), археологи медиа и техники, специалисты по утопиям и соцфантазиям, историки экономики, городские антропологи, историки бюрократии, социологи, историки культуры периода серебряного века.
E. «Потаенное», «поделенное», «экспонируемое»: этнизированные пространства современного города.
Рабочий язык: русский

Участники: Сергей Абашин, Ольга Бредникова, Евгения Захарова и Екатерина Капустина
Рабочий язык: русский

В современном (по определению мультикультурном) городе этничность принимает самые разные формы: она прячется, дабы избежать ксенофобии, экзотизируется для обретения привлекательности и даже выставляется на продажу. В фокусе проекта — мигрантские сообщества, этнические анклавы и бизнесы, так или иначе вписанные в городские пространства. Наша задача — найти и проанализировать такие этнизированные городские места и практики, встроенные в общегородские экономические, потребительские, социальные, культурные практики и модели. В качестве отправной точки проекта мы рассматриваем Апраксин двор — уникальное место в Санкт-Петербурге, представляющее собой амбивалентное пространство: оно одновременно очень «петербургское» и, с другой стороны, максимально «чужое» — многоэтничное, многоязычное и многоконфессиональное пространство, наполненное мигрантами. В качестве дополнительных примеров можно рассматривать этнические рестораны, «национальные» школы, мигрантские медицинские центры и прочее. Все эти места вписаны в ткань города и формируют его многообразие и мультикультурность.
F. Деколонизируя постсоциалистическое: городские нарративы и коллективные представления
Участники: Никита Петров, Михал Муравски, Ирина Душакова, Наталия Волкова
Рабочие языки: английский, русский

Крупные трансформации городского пространства во многом определяют лицо города: строительство небоскребов разрывает его силуэт, расширение сети метро размывает его границы, а программы преобразования жилых кварталов изменяют повседневный ритм жизни горожан. Социальная инфраструктура постсоциалистического города перестала быть единой: она разрушена или приватизирована, вытеснена гибридными пространствами коммерции, развлечений и гламура — «парками культуры» (по М. Ямпольскому, 2018), как, например, сегодня Парк Зарядье.

Но пространство города лишь отчасти конструируется объективными физическими параметрами, не менее важным инструментом являются нарративы, с которыми оно связано. Анализ структурных и содержательных элементов в текстах о городе, вариативности индивидуальных (об объектах и практиках, с ними связанных) и групповых представлений (о границах и истории города) станет основой как для пересборки городского пространства, так и для исследования оснований новой городской эстетики. В рамках трека мы попробуем выработать иные стратегии работы с изменениями городского пространства, опираясь на работу с дискурсами о городе.
Направление 3. Киберфеминистские практики и Алгоритмы теории
А. Киберфеминистское письмо
Участники: Лика Карева, Вирджиния Барратт
Рабочие языки: русский, английский

Киберфеминизм как метод письма берёт начала в Écriture féminine, развиваемом Люс Иригарей и Элен Сиксу, а также в близком по статусу письме Деррида и Делёза. Как основной теоретический инструмент киберфеминизм задействует в своей теории всевозможные метафоры и вымыслы (hyperstition). Это направление мысли и развиваемая им разновидность материалистического письма (Рози Брайдотти), связана не только с литературой в широком плане, но и, через метафору киборга (Донна Харауэй), с литературой фантастической и свойственным ей режимом активации воображения. Киберфеминизм сплетает себя (Сэди Плант) из историй, и уделяет пристальное внимание тому, как эти истории собираются и рассказываются (Story Telling for Earthly Survival). Мы предлагаем принять участие в группе, работающей над практикой киберфеминистского письма в связке воображение-плетение историй-активные метафоры. На примере нескольких текстов мы поговорим об этом методе письма, а в ходе четырехдневной работы группы изготовим своё текстовое изделие.

К участию в группе приглашаются люди, вовлечённые в писательские практики: художественная литература, (вне)научная фантастика, современная философия, феминистская философия.
B. Феминистские основания нового материализма
Участники: Лолита Агамалова, Алла Митрофанова, Йожи Столет, Саша Абакшина
Рабочий язык: русский

Новые онтологии и особенно неоматериализм мы видим во многом наследующими дисциплине феминистской эпистемологии, развивающейся с 70-80х гг. Также мы замечаем, что проблемы сложности в мышлении материи/материальности часто исчезают вместе с вытеснением традиции феминизма из дискурсивного поля, что приводит к деполитизации и морализаторству в форме аморализма. Фокус на феминистских основаниях (Карен Барад и Рози Брайдотти) новых онтологий позволяет сохранить телесность нового материализма, его социальную гетерогенность и технологичность в работе со значимыми вопросами материальности.

Работа группы предполагает поиск ответов на вопросы о взаимосвязи дискурсивности и телесности, о возможности существования философии как освободительной практики, об отношении абстрактного и конкретного в разговоре о материи. Группа отдаёт предпочтение поиску ответов в форме практик (спектакль/танец/интраактивное искусство/близкие [-kin] практики) вместо теоретических объектов.

К участию в группе приглашаются люди, заинтересованные в коллективном поиске ответов на вышеобозначенные вопросы, подключаясь к инструментарию нового материализма и киберфеминизма.
C. (Алгоритм, интерпретация) сложность
Участники: Петр Строкин, Ярослав Михайлов

Мы намерены проверить, возможна ли формализация объектов исследования, находящихся в ведомстве гуманитарных наук, посредством теории сложных систем. Теория сложности за достаточно краткий период была разработана в ряде естественно-научных дисциплин и впоследствии обособилась, сохранив претензию на интердисциплинарную всеохватность. Вопрос: каковы перспективы теории сложных систем в гуманитарном поле?

Основная проблема, связанная с редукцией, — это не исчезновение дисциплины, а несоответствие между исследовательскими методами и объектом исследования. Наша задача — исследовать редукцию как интерпретацию (которые всякий раз обедняют свой предмет) и герменевтические аспекты формализации в применении к тому, что едва ли поддается адекватной формализации. Проблема обработки естественного языка требует синергетического метода, связанного с вопросами вычислительной сложности, сложности систем и герменевтики.

Мы рассмотрим модели сложных систем, применяемые в семиотике и в теории литературы, а также попробуем применить их в отношении уже существующих исследований.

К участию приглашаются любители сложности.
D. Спекулятивные практики телесных мутаций
Участники: Дарья Юрийчук, Саша Пучкова, Катя Пысларь

Мы предлагаем задействовать перформативность материи через практики телесных мутаций. Внимание к микрособытиям тела мы называем микрохореографиями, противопоставляя их большим хореографиям - орнаментам "единого кода". микрохореографии позволяют представить стратегии ускользания от уже готовых предписанных сборок тела; танец - это и есть повседневность. микрохореографии исполняют опыт и строят карты знаний не посредством установки авторитетных дисциплин, а через процесс установления связи между объектами.
Другая наша мутирующая практика смешивает образы кибер-пространства и феноменов, продуцируемых нашими телами. Она построена на основе выращивания пустоты как альтернативы скорости, мышечной силе, выносливости и ловкости - атрибутов белого спорта сильных и эффективных. Мышечное расслабление, безопорность и флюидность, перенаправление двигательного импульса по траекториям воображаемого, выходящего за рамки физического тела образует альтернативную анатомию и позволяет «проливать» движение на скоростях воображения/внимания. Выращивая пустоту, мы получаем возможность победы слабого над сильным, мягкого над твёрдым.
К участию приглашаются желающие разрабатывать с командой группы мутирующие телесные практики.
E. Post-soviet + post-colonial = х / как деколонизировать постколониальность
Участники: Саша Алексеева

Post-soviet + post-colonial = х / как деколонизировать постколониальность Постколониальная теория в русскоязычном пространстве медленно но верно набирает обороты. О ней говорят, пишут статьи, делают выставки, все чаще появляются отсылки к Спивак, Фанону. Но что стоит за универсалистской формулой «актуальный набор концепций из западной академии + локальный контекст»? Каким образом западные концепции расы, империи, колониальности должны работать в контексте современной России и её бывших и настоящих колоний?

Запад/Восток - Север/Юг - и где-то между, одновременно внутри и снаружи, постсоветское пространство. То, что Мадина Тлостанова называет «внешним имперским и двойным колониальным различием», определяет Россию как двуликую империю - одновременный субъект и объект колониальных отношений. В рамках группы мы попытаемся продолжить зарождающийся разговор об актуальном колониальном положении России внутри и за пределами постсоветского пространства, основываясь на анализе кейсов из современной политической реальности. Каким образом Россия реализует свой колониальный потенциал сегодня? Как Запад утверждает свою колониальную власть, игнорируя Россию в качестве колонизирующего субъекта? Какие альтернативные способы осмысления колониальности и борьбы с ней мы можем предложить?

Несмотря на то, что невозможно осветить все аспекты колониального насилия со стороны России, нам важно сделать его отправной точкой для разговора - мы будем признательны, если вы, как человек не титульной национальности, примете участие в группе и, в свою очередь, обещаем организовать максимально свободное от дискриминации пространство для работы.
Как принять участие в школе?
В заявке на участие расскажите нам о своей исследовательской работе и о том, в какой рабочей группе вы хотите принять участие. Вы можете выбрать одну из заявленных нами групп или предложить свою. В течение первой недели после анонса мы будем обновлять список групп, включая группы, предложенные участниками.

Обращаем внимание на то, что часть общих лекций/воркшопов будет проводиться на английском языке без перевода. Группы выбирают рабочие языки самостоятельно.

Дедлайн для предложений новых групп: 16.12
Дедлайн для всех заявок: 28.12
Публикация результатов: первая неделя января
Условия участия:
Организаторы покрывают расходы на питание и проживание в Учебном центре, а также организует трансфер из Москвы в Учебный центр Вороново для участников Школы. Также организаторы могут помочь с оформлением российской визы и с материальным обеспечением проезда в отдельных случаях.
Участники школы:
Тим Ингольд (Абердин) — антрополог, исследователь в области антропологии экологии;
Патриция Рид (Берлин) — художница, писательница, ксенофеминистка;
Питер Фрейз (Нью-Йорк) — социолог, публицист (Jacobin);
Ольга Пинчук (Москва) — антрополог, исследовательница труда и промышленного производства;
Николай Ссорин-Чайков (Санкт-Петербург) — антрополог, исследователь в области антропологии дарообмена, времени и государства;
Денис Сивков (Москва) — философ, социолог, исследователь в области STS;
Евгений Кучинов (Нижний Новгород) — философ техники и воображения;
Артем Зубов (Москва) — филолог, исследователь научной фантастики
группировка eeefff: Дина Жук, Николай Спесивцев (Москва);
Группа IBORG: Федя Балашов, Юля Кожемяко и Рита Скоморох (Санкт-Петербург) независимое объединение гейм-девелоперов;

Лика Карева (Москва) — философ, киберфеминистка, писательница;
Наталия Тышкевич (Москва) — историк культуры, исследовательница мерцания;
Армен Арамян (Москва) — философ;
Анастасия Подорожная (Краков) — антрополог и исследовательница кино;
Олег Блинов (Москва) — космонавт-испытатель;
Алла Митрофанова (Санкт-Петербург) — философ, культуролог, киберфеминистка;
Йожи Столет (Санкт-Петербург) — киберфеминистка, исследовательница Интимных интерфейсов (ИИ);
Саша Абакшина (Санкт-Петербург) — режиссёр_ка, со-организатор проектного театра maailmanloppu;
Илья Долгов (Санкт-Петербург) — художник, редактор Лесной газеты;
Лолита Агамалова (Москва) — философ, прозаистка;
Денис Шалагинов (Москва) — философ.
Организаторы и партнеры школы
E-mail: aaaresearchgroup@gmail.com (Настя)
Армен: work.aramyan@gmail.com / @salmonjuly (telegram)
Наташа: @tsh_tsh (telegram)
Лика: @D4110 (telegram)