СТАТЬИ И ЭССЕ
О проекте гуманитарного социализма и «суперэклектизме» Эриха Фромма
О политических взглядах философа от психологии
Автор: Даня Морозов
Опубликовано: 18.03.18
Эрих Фромм (1900−1980) — один из духовных лидеров Франкфуртской социологической школы, хотя пробыл в ней не так долго — уже в 1933 году он эмигрировал в США. В 1941 году издается, наверное, его самая главная книга «Бегство от свободы». Можно говорить о том, что многие его последующие работы развивают, уточняют идеи, высказанные в ней. Это отчётливо прослеживается в «Искусстве любить», «Человеке для себя» и «Здоровом обществе». Как бы парадоксально это не звучало, Фромм как мыслитель уникален в своей эклектичности, даже «суперэклектичности». В своих книгах он гармонично соединил три «течения», видоизменив каждое: марксизм, фрейдизм и экзистенциализм. Краткий анализ этих изменений даст цельное представление об интеллектуальных амбициях Эриха Фромма.
В статье «Марксова концепция человека» Фромм стремится оспорить мнение о том, что ранний «гуманистический» Маркс радикально отличается от позднего. Он признает, что уход от гегелевского идеализма в ранних работах повлияли на сам язык Маркса (к примеру, он перестал использовать такой важный термин как «отчуждение»), но отношение к человеку осталось тем же. Фромм настаивает на том, что нельзя понять «Капитал» без осознания концепции человека в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Фромм актуализировал поднятую там проблему отчуждения и перенес ее с рабочего класса на все общество и каждого индивида. Он показывает коренную ошибку Маркса — тот не учитывал иррациональные, бессознательные импульсы человека и видел решение проблемы отчуждения в экономике, а не в самом человеке. На опыте сталинизма Фромм показывает, что экономического переустройства и перехода к социализму недостаточно. Необходимо моральное переустройство личности и «психологическое оздоровление» общества. Методом исследования современного ему общества стал изменённый им же психоанализ. В отличие от Фрейда, Фромма (при том, что он сам был практикующим психоаналитиком) интересовали не биологические, а социальные бессознательные инстинкты. Он хотел выявить «социальный характер» общества, который формируется образом его жизни. Экзистенциализм Фромма наиболее полно отражен в его поздней работе «Иметь или быть». Эта дихотомия рассматривается автором во многих сферах: в повседневной жизни, Ветхом и Новом Завете, в трудах Майстера Экхарта и т. д. Вообще Фромм часто обращается к необычным религиозным и историко-философским сюжетам, придавая им неожиданную интерпретацию.

Итак, Фромм анализирует современное ему общество. Он приходит к осознанию его серьёзной болезни. В тоталитарном обществе человеческое «Я» растворяется в нечто большем и теряет свою целостность (садомазохизм), а в демократии человек отказывается от своей индивидуальности (автоматизирующий конформизм). Третий тип бегства от свободы — разрушительность, который подробно разбирается в книге «Анатомия человеческой деструктивности». Критика общества с помощью фрейдомарксизма имеет много общего с идеями таких представителей франкфуртской школы, как Маркузе, Адорно и Хоркхаймер. В отношении фрейдомарксизма Фромм скорее был для них идейным источником. Исследование психологии человека тоталитарного общества также вызывало интерес у его коллег. В частности, разработанная им концепция «авторитарной личности» была использована Адорно в его работе «Исследования авторитарной личности».
Однако, предложил ли Фромм рецепт по «оздоровлению»?
В 1960 году вышла его амбициозная программная работа, обращенная к руководству Социалистической партии США. Его проект гуманитарного социализма ставит своей целью максимальную реализацию каждой личности, признание её уникальности. Он выступает против любых форм насилия, идолопоклонничества по отношению к государству, нации. Человек должен преобладать над вещами — собственностью, капиталом; «обстоятельства подвластны человеку»; «смысл жизни в самой жизни», «человек всегда цель, а не средство». Фромм призывает людей к созданию мира, в котором будут реализованы все человеческие возможности, «миру радости и творчества». Другая альтернатива — продолжение жизни в отчуждённом мире, который в скором времени сам себя уничтожит. Кажется необходимым привести эту цитату: «Гуманитарный социализм всегда выступает за свободу… Но свобода — это не только свобода от, но и свобода для: речь идёт о свободе … реализовать человеческий потенциал каждого и каждой настолько, насколько это только возможно.» Размышления о «негативной» (от) и «позитивной» (для) свободе требуют особого внимания. В «позитивной» свободе Фромм видит решение проблемы отчуждения, о чем говорится уже в «Бегстве от свободы». Безусловно, Исайя Берлин был его оппонентом в данном вопросе.

Предложенный проект гуманитарного социализма, в котором объединились три видоизменённых Фроммом интеллектуальных течения, не был принят социалистической партией США и остаётся нереализованным. А это значит, что по Фромму подлинный (гуманитарный) социализм, учитывающий и экономический и психологический характер общества, не был осуществлен. Его рецепт по оздоровлению общества никто не применил на практике.

В последние несколько лет в России активно переиздаются работы Фромма, которые можно найти в любом книжном магазине в разделе «Философия». Возможно, интерес к этому автору обусловлен не только тем, что он очень просто и доступно излагал свои концепции для читателя, но и актуальностью его интуиций?
Что почитать?
Иметь или быть?
Искусство любить
Здоровое общество
Анатомия человеческой деструктивности
Бегство от свободы
Человек для себя
Марксова концепция человека
Программа гуманитарного социализма