Рецензии
8 MUST-LISTEN АЛЬБОМОВ ФЕВРАЛЯ
Автор: Артем Колганов
Публикация: 08/03/17
Февраль, в отличие от предыдущего месяца, вышел плодотворным на интересные релизы. Было что послушать как от именитых исполнителей, так и от едва известных локальных музыкантов, и восьмёрка наиболее интересных альбомов подобралась методом исключения не менее достойных внимания релизов. Композиционным принципом здесь была всеохватность: в этой подборке мы постарались отметить альбомы из разных жанров (каким бы условным ни было это деление). На основании восьми альбомов сложно определить, что на самом деле происходит в современной музыке, однако можно с уверенностью констатировать, что что-то точно происходит – и важно именно это.
1
Froth – Outside (briefly)
Лос-анджелесский квартет за четыре года прошёл стилистический путь от ностальгического гаражного рока по подобию конца шестидесятых до набора жанров от краут-рока до шугейза, гармонично сочетающихся под одной обложкой на их последнем альбоме. Несмотря на структурное разнообразие треков, третий полноформатный релиз коллектива вышел наиболее целостным и сбалансированным различные по форме треки на Outside (briefly) органично переплетаются, в конечном итоге сохраняя эстетику групп калифорнийской независимой сцены (пусть альбом и вышел на крупном британском лейбле Wichita) – лёгкое и солнечное звучание. Есть на что обратить внимание и помимо музыки: содержательно альбом богат на литературные отсылки в лирике – так, название позаимствовано из текста повести Ричарда Бротигана; а клип на Contact, заглавный трек с альбома, снял Райли Блейкэуэй – автор предыдущих видео к трекам Froth, ставших едва ли не главной отличительной чертой группы (особое внимание стоит обратить на ролик к Nothing Baby, обернувшийся полноценным короткометражным фильмом в духе Джима Джармуша), и просто талантливый режиссёр.
Froth – Contact
2
King Gizzard & The Lizard Wizard – Flying Microtonal Banana
King Gizzard & The Lizard Wizard – Rattlesnake
Главные экспериментаторы современной гитарной музыки – а так смело можно назвать группу, начинавшую с психоделического рока, а впоследствии получившую национальные награды за лучшие джаз- и метал-альбомы 2015 и 2016 годов соответственно – вернулись спустя год со своим новым релизом. В новом году коллектив из Мельбурна пообещал выпустить сразу пять (!) альбомов, и первый из них вышел интересным не только по форме, но и по содержанию: ключевой концепт Flying Microtonal Banana заключается в использовании на записи микротональных инструментов – гитар, настроенных не по западной модели "тон-полутон", а на восточный манер – с учётом более мелких интервалов. Помимо заметных перемен в звучании самих инструментов, преобразилось (в очередной раз) и звучание треков – неудивительно, что количество восточных мелодий возросло. Музыканты, к слову, уже анонсировали на май свой следующий альбом, и он, судя по короткому видеопревью, будет совершенно иным – тем сильнее ожидание!
3
Jonwayne – Rap Album Two
За февраль вышло много важных для жанра хип-хоп-альбомов: здесь можно отметить, например, новые релизы Oddisee и Thundercat, однако особого внимания заслуживает именно эта пластинка. Второй альбом Jonwayne, калифорнийского музыканта и продюсера, любопытен, как ни странно, отсутствием какой-либо оригинальности: Rap Album Two был сознательным отказом от претензий на новизну и возвращением к истокам жанра (на что указывает название альбома). Классический формат хип-хоп-пластинки – сборник лирических историй о жизни, в которых музыка ценна не сама по себе, а как фактор, усиливающий настроение, которое сформировано текстами – на этом альбоме предстаёт перед слушателем во всём великолепии. За несколько лет Jonwayne пережил алкогольную зависимость, финальной точкой выхода из которой стал анонс нового релиза; и это заметно отражается на музыке: в сравнении с Rap Album One на этом альбоме тексты представляют собой полноценный нарратив, а структура музыкального сопровождения стала более комплексной.
Jonwayne – Out of Sight
4
Tim Darcy – Saturday Night
Tim Darcy – Still Waking Up
От сольных альбомов музыкантов, известных в качестве ключевых участников более или менее известных групп, не принято ждать многого – как правило, они оказываются более важными для самих музыкантов (позволяя им выразить то, что не может быть выражено в рамках творчества их основных проектов ввиду стилистических ограничений), нежели для слушателя. Первый альбом Тима Дарси, известного слушателю по пост-панк-коллективу Ought, кажется исключением из этого правила – несмотря на то, что полуакустические треки на релизе заведомо менее интересные, чем обладающие структурной сложностью композиции Ought, Saturday Night – пример очень личного альбома, представляющего интерес и для широкой аудитории. Здесь есть и пост-панк-мотивы, и акустические зарисовки, а альбом в целостности похож на персональный дневник музыканта, заполнявшийся совершенно разными мыслями в течение долгого времени. Пожалуй, это и правда отличный саундтрек для субботнего вечера – при условии, что вы остаётесь дома.
5
The Necks – Unfold
Очередной альбом импровизационного австралийского трио, отмечающего в этом году тридцатилетний юбилей, не сильно выделяется на фоне других релизов группы, но слушать The Necks интересно само по себе: их минималистичный джаз, построенных на постоянных повторениях музыкальных фигур, почти не имеет аналогов на современной сцене. Любопытство добавляет то, что каждый альбом трио – это произведение, формирующееся непосредственно в процессе создания, а значит, невозможно ожидать чего-то определённого. Новый релиз, однако, получился чуть более структурированным, чем обычно – четыре трека, лучше всего к которым применим термин "дроун-джаз": медитативное монотонное мелодическое повторение. Однако здесь есть многое и от идей Брайана Ино или Филипа Гласса – минимализм звучания (несмотря на заметно большее количество инструментов в записи) и общая атмосфера умиротворяющей меланхолии – Unfold, как и почти все остальные релизы коллектива из Сиднея, стоит слушать на небольшой громкости и в спокойной обстановке.
The Necks – Rise
6
Six Organs Of Admittance – Burning The Threshold
Six Organs of Admittance – Adoration Song
Шестнадцатый по счёту, но по-прежнему прекрасный альбом пионера "нового фолка" и участника экспериментальных проектов в диапазоне от Current 93 до Magik Markers: Six Organs Of Admittance выпускают релизы практически каждый год на протяжении своего двадцатилетнего существования, но не отходят от изначальных ориентиров фрик-фолка: простоты звучания и поэтичности текстов. Так что новый альбом проекта – ещё одна вариация на тему новой искренности, очередная попытка переосмысления наследия классического фолка в новых музыкальных и лирических формах. Пожалуй, Burning The Threshold не будет чем-то экстраординарным для хорошо знакомого с жанром слушателя, однако эта музыка подкупает своей непосредственностью – и это весомый повод ознакомиться с альбомом.
7
Sinkane – Life & Livin' It
Ахмед Галлаб, британский музыкант с суданскими корнями, более известный под псевдонимом Sinkane, представляет собой хороший пример того, как можно грамотно инкорпорировать национальную музыку в западную традицию. С самого начала творчества (в 2008 году вышел его первый альбом) Sinkane экспериментировал с различными жанрами – от IDM до фри-джаза – в попытках выстроить альтернативную структуру этой музыки на основе суданской народной музыки, притом в разном её диапазоне – от этнических напевов до современных поп-мелодий. За пять альбомов музыка артиста претерпела значительные изменения и из экспериментальной электроники трансформировалась в синт-поп, однако не потеряла своей идентичности, и новый релиз музыканта, Life & Livin' It, только закрепляет за его музыкой статус рискованного, но однозначно удачного эксперимента на стыке не только жанров, но и традиций. Остаётся надеяться, что подобных продуктов будет больше – пока восточная музыка в западном сознании скорее представляется ориенталистской конструкцией, нежели представляет реальный интерес.
Sinkane – U'Huh
8
Pow! – Crack An Egg
POW! – Cyberattack #3
Лейбл Castle Face, основанный в Сан-Франциско в начале десятых Джоном Двайером, участником двух десятков экспериментальных проектов, но наиболее известным по Thee Oh Sees, выпускает не так много альбомов в год, как можно ожидать от сравнительно крупного лейбла, однако практически каждый релиз представляет собой нечто особенное. Это тем более удивительно с учётом жанровой специфики музыки, издающейся на Castle Face – в основном это различные вариации гаражного рока или панка. Pow!, некогда трио, а теперь дуэт, странствующий по Калифорнии, издали на лейбле в начале месяца свой третий альбом. Новая пластинка коллектива зазвучала более целостно, нежели предыдущие две – поскольку гитарист Сет Саттон (знакомый некоторым по Useless Eaters) покинул группу, звучание струнных инструментов появляется здесь лишь эпизодически, и акцент делается на синтезаторном звучании – и то, что получилось у дуэта в результате, кажется ещё более мрачным, чем предыдущие два полноформатных альбома. Музыка Pow! образца нового релиза похожа на саундтрек к техногенной антиутопии – и благодаря этой музыке эта утопия становится эстетичной.