БУДУЩЕЕ
ПО МАРКСУ

Международная конференция
24-25 мая 2019 года

Московская Высшая Школа Социальных и Экономических Наук
Жаку Деррида принадлежит известное утверждение о том, что «не будет будущего без Маркса, без памяти о нем и его наследии». Многообразие мероприятий в год юбилея Маркса – как внутри, так и вне академии – лишний раз подтверждает эти слова. Через двести лет после рождения Маркса его идеи остаются способом смотреть вперёд и сохранять веру в будущее.

Крах советского проекта практически лишил мир альтернатив и нанёс удар по социальному воображению – неслучайно последние 25 лет не подарили новых утопий и повсюду стали временем господства консервативных проектов «возврата в великое прошлое». Тем не менее, недовольство в связи с исчезновением осмысленного будущего постоянно растет, и Маркс оказался снова востребован – как провидец, который смог разглядеть ростки будущего в настоящем. Продажи его книг бьют рекорды в странах Европы и Америки, в них ищут ответы на вызовы XXI века – неравенство, фундаментализм, империалистические войны, кризис демократий.

Спустя год после юбилея, мы соберемся в Москве, чтобы поразмышлять о будущем по Марксу. Что мысль Маркса может дать сегодня для проектирования будущего? Какую надежду она способна вселить? Как марксистское воображение должно учитывать советский опыт и как оно способно работать в обществах, переживших такой опыт? Как выглядит сегодня марксистский взгляд на историю и кто является его носителем?
И чему можно научиться у Маркса после конца классического марксизма?

Цель этой двухдневной конференции – продемонстрировать потенциал мышления о будущем вместе с Марксом; вовлечь ведущих мыслителей в диалог с российскими исследователями и интеллектуалами; обозначить вызовы, на которые марксистская мысль может помочь ответить России; и определить, что такое марксистский взгляд из России сегодня.
СПИКЕРЫ
Эрик Айез
Философ, специалист в теории и критике искусства; Профессор современной французской философии в Кингстонском университете, Лондон; Профессор Университета Париж-8
Чинция Аруцца
Исследовательница феминизма и политической мысли античности; Профессор философии университета Новая Школа, Нью-Йорк
Ален Бадью
Философ; Почётный профессор Университета Париж-8, Профессор философии в European Graduate School
Илья Будрайтскис
Историк и политический теоретик; Преподаватель МВШСЭН (Шанинки)
Елена Гапова
Исследовательница в области гендера и неравенства; Профессор социологии в Университета Западного Мичигана
Джоди Дин
Политический философ; Профессор политической науки в Hobart and William Smith Colleges, г. Женева, штат Нью Йорк
Маурицио Лаццарато
Социолог и философ; Исследователь марксизма в Университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна
Артемий Магун
Философ; Профессор политической теории демократии Европейского Университета в Санкт-Петербурге
Антонио Негри
Политический философ и эссеист
Алексей Пензин
Философ; Исследователь современных интерпретаций марксистской мысли; Доцент Факультета искусств Университета Вулверхэмптона; Научный сотрудник Института Философии РАН (Москва)
Марина Симакова
Социальная исследовательница и культурный критик, лаборант центра «Теория демократии» при Европейском Университете в Санкт-Петербурге
Михаэль Хайнрих
Политический философ; Научный сотрудник Высшей Технико-Экономической Школы, Берлин
Григорий Юдин
Философ, социолог; Профессор МВШСЭН (Шанинки)
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
Секция 1. Маркс и современные материализмы
В рамках старого разделения на материализм и идеализм положение современной философии кажется достаточно парадоксальным. Ален Бадью недавно назвал «демократическим материализмом» те направления современной мысли, которые основываются на предпосылке о том, что «есть лишь тела и языки», исключая концепт истины как событийного и революционного процесса. Бадью утверждает, что подобная разновидность материализма скорее поддерживает идеологический дискурс позднего капитализма. Несмотря на то, что наследие немецкого идеализма играет существенную роль в современных дискуссиях, представляется маловероятным, что какое-либо течение современной мысли назовет себя «идеалистическим», кроме разве что поэтической или открыто религиозной феноменологии. Сегодня мы, скорее, наблюдаем «поле битвы», «Kampfplatz», различных «новых материализмов» и «реализмов», нежели чем прежнее разделение на материализм и идеализм. Однако основополагающий конфликт в рамках данного поля остается тем же, что и разделение, которое всегда присутствовало в капиталистической современности. Различные вариации современного материализма можно воспринимать либо как скрытое или явное согласие с идеологическим дискурсом позднего капитализма, либо как открытое сопротивление капитализму. В рамках панели будет поставлен вопрос о том, каковы специфические разделительные линии в современной борьбе материализмов? Какой должна быть стратегия материалистической мысли, которая позволила бы марксистской традиции заново изобрести себя в этой сложной исторической и интеллектуальной ситуации? Этот вопрос кажется еще более сложным в связи с тем, что в ходе различных стадий своего философского становления сам Маркс переосмыслял «идеалистические» аспекты, унаследованные им от немецкой классической мысли. Кроме того, в рамках секции будет поставлен вопрос о том, должны ли мы ограничиться «беспощадной критикой» предполагаемых материалистических проектов, которые отрицают эмансипаторную и радикальную традицию девятнадцатого и двадцатого веков и приводят к «спекулятивной» отрешенности от токсичной динамики сегодняшнего политического момента, или мы можем обращаться к современным материалистическим подходам, которые предполагают материалистическую «спекуляцию» – подобно тому, как позднесоветские философские дискуссии 1970-1980-х обращались к понятию «идеального»? Наконец, как постсоветские и постколониальные условия могут способствовать не только возникновению «новых материализмов», но также возобновлению материалистической философии, которая была бы верной Марксу?
Секция 2. Маркс и политика времени
Апология линейного прогресса на протяжении последнего столетия оставалась одним из наиболее распространенных обвинений, предъявляемых Марксу. Действительно, исторический оптимизм Маркса был связан с универсальным характером капитала, безостановочная экспансия которого «растворяла в воздухе» все особенности докапиталистических отношений и тем самым расчищала путь для пост-капиталистического будущего. Прогрессивное значение этой разрушительной работы капитала, таким образом, исторически оправдывало сам капитализм и напротив, лишало значения все, что препятствует его тотальности. Однако самые разные мыслители – от Блоха и Альтюссера до миросистемных и пост-колониальных теоретиков – противопоставляли такому прогрессистскому пониманию Маркса другое, основанное на исторической специфике капитализма, разрушительная работа которого (и следовательно, собственное диалектическое «снятие») не является необходимой для создания ему социальных альтернатив. В рамках такого подхода особое значение имела критика «пустого и гомогенного» (Беньямин) времени исторического прогресса и представление о темпоральной не-синхронности современности, включающей в свою сложную структуру все «пережитки» прошлого, не поглощенные рыночной рациональностью. В то же время, подобное «меланхолическая» тенденция, во многом определявшая в разных формах развитие марксизма в последние десятилетия, стала объектом критики со стороны теоретиков левого акселерационизма, призывавших к реабилитации марксистской установки на предельное развитие капиталистических отношений как необходимого условия их преодоления. Можно ли сегодня говорить о «двух Марксах» (по выражению Валлерстайна) – прогрессистском и анти-прогрессистском – оппонирующих друг другу внутри марксистской традиции? Насколько «меланхолический» марксизм может оказаться продуктивным для осмысления актуальных политических феноменов (таких, как правый популизм и ренессанс консервативной «архео-политики»)? И напротив, может ли возвращение к прогрессистской перспективе помочь обнаружить освободительный потенциал в ускоряющемся развитии технологий?
ПРИЕМ ЗАЯВОК НА ДОКЛАДЫ
Прием заявок открыт в рамках двух секций конференции: «Маркс и современные материализмы»; «Маркс и политика времени». Мы приглашаем исследователей в различных областях, связанных с философским и политическим наследием Маркса. В особенности приветствуются заявки от молодых исследователей.

Пожалуйста, присылайте аннотации объемом не более 250 слов (на английском языке) и двух-страничное академическое CV по адресу marx@universitas.ru.

Организаторы конференции не покрывают транспортные расходы для участников. За пригласительными письмами для оформления визы можно обратиться к оргкомитету конференции.

Дедлайн приема заявок – 25 февраля 2019 года.
ОРГАНИЗАТОРЫ
Конференция организована Московской высшей школой социальных и экономических наук (Шанинка) совместно с Институтом общественных наук РАНХиГС.

Организационный комитет:

Григорий Юдин (Московская высшая школа социальных и экономических наук)
Артемий Магун (Европейский университет в Санкт-Петербурге)
Марина Симакова (Европейский университет в Санкт-Петербурге)
Алексей Пензин (Вулвергемптонcкий университет)
Илья Будрайтскис (Московская высшая школа социальных и экономических наук)

ПАРТНЕРЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ

marx@universitas.ru
Сайт подготовлен Арменом Арамяном и Настей Подорожной (DOXA).

В оформлении использованы иллюстрации Martin Rowson, Tulio Fagim.