Теннисные войны: женщины наносят ответный удар
Рецензия на фильм "Битва полов" (2017, реж. Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис)
Автор: Мирослава Рошка
Публикация: 06/12/17
Скоро, 7 декабря, на экраны выходит ещё один «фильм с Эммой Стоун». И на него действительно стоит идти

«Битва полов» – это фильм о нашумевшем одноимённом теннисном матче 1973 года, ставшим грандиозным национальным событием, собравшем «самые высокие телевизионные рейтинги со времён трансляции высадки американцев на Луну». Главное событие года: матч между самопровозглашённой «шовинистской свиньёй» Бобби Риггсом и, по его словам, «феминисткой, которая не бреет ноги» Билли Джин Кинг. Замечательная история.
Фильм освещает события 1971-1973 годов, где всё начинается с того, что, став первой ракеткой, Билли Джин Кинг (Эмма Стоун), получив гонорар в 8 раз меньше, чем победитель-мужчина, уходит из американской ассоциации тенниса (USLTA) и организует собственный турнир. Довольно значимый ход для всего движения второй волны феминизма, благодаря которому имя Билли Джин звучит везде (и нет, песня Майкла Джексона Billy Jean, к сожалению, не про неё). О ней говорят везде: в газетах, на радио, на телевидении, и такой игрок, как Бобби Риггс (Стив Карелл), не упускает возможность почувствовать азарт соперничества и вернуть женщин «на их законное место – на кухню и в кровать» . В 1971 году в своём интервью для Sports Illustrated Риггс заявляет о том, что способен обыграть как Билли Джин, так и её постоянную соперницу Маргарет Корт, с которой теннисистка на протяжении нескольких лет боролась за первенство. Итак, Бобби Риггс, 55-летний теннисист-ветеран, уважаемый спортсмен и первая ракетка мира среди любителей и профессионалов, стремится занять ещё и пьедестал первой ракетки среди женщин и доказать «превосходство мужчин». 29-летняя Кинг не собирается сдаваться, и, в итоге, одерживает победу, как в «Битве полов» на корте, так и в битве полов на поле сражения феминизма и консервативного общества.

Матч продолжался всего три сета из оговоренных пяти, взятые Кинг со счётом 6-4, 6-3, 6-3. Из-за такого отрыва «феминистки» многократно обвиняли Риггса в том, что он проиграл намеренно ради денег либо по личным причинам.

О матче уже сняли художественный «Когда Билли побеждает Бобби» (2001) и документальный фильм «Битва полов» (2013), но с «Битвой полов» (2017) они рядом не стояли. Итак, почему же этот фильм хорош?
Режиссёров Джонатана Дэйтона и Валери Фэрис мы знаем ещё по хипстерским картинам «Маленькая мисс Счастье» (2006) и «Руби Спаркс» (2012), и если сравнивать эти фильмы с «Битвой полов», то можно уверенно сказать, что ребята растут. Режиссёры взяли оператора «Ла-Ла Ленда» (2016) Линуса Сандгрена и сохранили свой прекрасный стиль. В фильме вы увидите очень много крупных планов, сделанных с явным вкусом и стилем. Любовь к такой съёмке у режиссёров проявляется ещё в «Маленькой мисс Счастье», где уже первый кадр окунает нас в небесную голубизну глаз главной героини. Но там оператор не уделял так много внимания лицам, мимике и взглядам, как здесь. Картинка в «Битве полов» совершенно другая – яркая, тёплая, живая. В первом же кадре мы видим движения, размытые и показывающие нам лишь силуэт Билли Джин, которую в конце этого фрагмента объявляют первой ракеткой мира. Уже в этом моменте можно увидеть важную линию: движение – победа; притом каждое — стремительное и полное энергии, переданное не столько благодаря съёмке, но благодаря эмоциям, которые она вызывает.
Что до дуэта Эммы Стоун и Стива Карелла, то его нельзя не назвать великолепным. Актёры уже снимались вместе в «Этой дурацкой любви» (2011), хотя их роли в фильме были не так тесно связаны, но уже там они смотрятся отлично. Эмма известна своей яркой харизмой и превосходной игрой, и в «Битве полов» Стив Кэррел никоим образом ей не уступает. Его герой предстаёт перед нами с трёх сторон: как азартный игрок, которому нравится рисковать и играть на большие деньги (будь то карты или теннисные матчи), как борющийся за любовь мужчина и как победитель, который впервые проиграл. Скорее всего, его роль даже затмевала бы героиню Эммы Стоун, если бы история не была, в первую очередь, о Билли Джин Кинг. Да, это персонаж гораздо «тише», чем в других фильмах Эммы – это не кокетливая Мия из «Ла-Ла-Лэнда» и не вспыльчивая Сэм из «Бёрдмэна». Уже внешний вид Билли, её походка, сцены из её личной жизни показывают нам её скованность и скромность, которые отлично уживаются с амбициозностью и внутренней силой. Тот факт, что Эмма справляется с этой ролью не менее блестяще, чем с противоположными амплуа, явно говорит о том, что актриса – не очередная выскочка с Оскаром, а заслуженно является самой высокооплачиваемой актрисой в мире.

Теннисный матч «Битва полов» – значимое событие в истории: с ним связано появление Всемирной женской теннисной ассоциации, становление тенниса как одного из самых популярных видов спорта в мире (в особенности, в США), достижение феминизмом следующей ступени в борьбе за равноправие мужчин и женщин в спорте и ЛГБТ-меньшинств. Сегодня Билли Джин Кинг живёт со своей подругой Иланой Клосс в Чикаго.