«Атлантида» – эпос, который мы заслужили.

Биополитика. Эволюция. Война и мир.
Автор: Хохлов Никита
Публикация: 30/11/17
Изначально мои ожидания от нового фильма Ксавье Жанса, известного по работе над «Хитманом», были невысокими. Я предполагал, что фильм станет просто еще одним примером клишированного ужастика и приготовился к двум часам скукоты в кинотеатре.

Вроде бы ничего оригинального: в 1914 г. молодого метеоролога Френда (Дэвид Оукс) забрасывают на отдаленный остров, где ему предстоит провести в изоляции от внешнего мира целый год. В этом месте живет человек, представившийся хранителем маяка Грунером (Рэй Стивенсон). Только взглянув на него, мы сразу понимаем, кто здесь главный. Создается впечатление, что этот герой, несмотря на свою напущенную безразличность, на самом деле внутренне сломленный человек. Как бы Грунер ни старался казаться брутальным хозяином острова, на самом деле он заложник обстоятельств. В свою очередь, скромный метеоролог, «мальчишка», как его назвал Грунер, еще поборется за право быть самим собой.
Что занесло молодого метеоролога в столь дальние края? На протяжении фильма это остаётся загадкой. Явно не жажда приключений, а какие-то личные переживания, стремление к бегству от реальности. И по ощущениям реальность на этом острове размывается и открывается с совершенно новых сторон. Каждую ночь герои защищаются от нападений амфибий – смеси людей, рептилий и рыб. Как последние защитники крепости, они стоят на страже своих жизней.

Есть ли другой способ взаимодействия с тварями? Для Грунера нет, поскольку его цель – истребить врага. Мир и война, понимание и конфронтация сталкиваются в характерах и поступках двух героев. В соперничестве Френда и Грунера виден и конфликт поколений. Он проявляется в способах решения проблем. Олдскульный Грунер решает все силой, молодой Френд использует дипломатию (любопытно, что об убийстве эрцгерцога Фердинанда метеоролог узнает из привезенной газеты двухмесячной давности на острове). Пока во всем мире Первая мировая война, на острове война за биополитическое воспроизводство.
Фильм с каждым кадром выходит на новый уровень абстракции. Начиная с бытовых зарисовок и эмоций отдельных индивидов, фильм заканчивается дилеммой жизни и смерти. Дополнительные очки приносят великолепные пейзажи моря и скал, где происходит все действие фильма. Не претендующий на нечто высокое, фильм «Атлантида» заставляет зрителя задуматься о том, зачем он живет, что им движет, чем закончится его жизнь. В условиях полной отрешенности, вдали от цивилизации как ведёт себя человек? Не становится ли он сам животным? Что он делает, когда узнает настоящее нефильтрованное «я»? И как он начинает реагировать на «врагов» в шмиттовской терминологии?

Красной нитью сквозь фильм проходит тема эволюции. Что, если этот процесс повернет вспять? Амфибии, атакующие маяк, не всегда агрессивны. В некоторые дни они спокойно живут в прибрежных водах. Спрашивается, почему? Наверное, они все-таки соображают что-то, на самом деле не хотят войны, а стремятся к тому, чтобы жить в гармонии. Человек для них – колонизатор, пришедший в чужой монастырь со своим уставом. Тема эволюции переплетается с рефлексией по поводу борьбы за жизненное пространство расширяющейся цивилизации. Кто победит, тот выживет.

Хороший сценарий по книге «Cold Skin: Novel» воплощается за счёт харизматичной игры актеров, грамотно подобранных локаций для съемок и выхода на новый уровень режиссёра Ксавье Жанса. Поэтому «Атлантида» для меня – один из лучших фильмов в кинопрокате в 2017 году.