рецензии
#OscarsSoBlack
Рецензия на фильм "Лунный свет" (2016, реж. Барри Дженкинс)
Автор: Анна Лупина
Публикация: 09/03/17
В обществе уже давно сформировался стереотипный оскаровский лауреат: помимо тех критериев, которые озвучивает сама киноакадемия, фильм непременно должен затрагивать политические, остросоциальные темы, выставляя проблемы общества напоказ, но при этом создателям следует делать это максимально аккуратно и стерильно, не задев ничьих чувств. Под влиянием этих тенденций на свет появилась своеобразная мутация blaxploitation. Только если в 70-е подобными фильмами были преимущественно комедии для чернокожей аудитории, эксплуатирующие стереотипы, которые позднее становились поп-культурными клише, то в 2010-х и мир независимого кино, и членов американской киноакадемии накрыла волна драм о чернокожих людях с непростой судьбой.

Вопрос о беспристрастности и объективности членов киноакадемии в последнее время встает особенно остро. Зрители часто замечают, что академия дает награды не тем фильмам, которые выделяются художественной составляющей, но скорее тем, которые затрагивают важные темы, которые будоражат умы американцев. Ярким примером триумфа, породившего подобные доводы и даже споры можно считать ленту, которая удостоилась статуэтки за лучший фильм в 2014 году – "Двенадцать лет рабства". Большинство критиков охарактеризовали ленту как историю о борьбе за свободу, и многие разделяли мнение о том, что это безусловно нужный и важный фильм, но слов о том, что это действительно шедевр, который достоин одной из самых влиятельных мировых премий, так и не прозвучало.
После победы фильма, который достаточно робко высказался по тематике рабства, Голливуд обратил внимание на возможность всячески эксплуатировать тему страданий чернокожего населения, при этом не пытаясь вписать ее в современный контекст. Фильмы, действия которых разворачиваются либо в наше время либо в относительно недавнем прошлом придерживались похожих схем, примером может послужить кинолента "Сельма", которая попыталась побороться за премию в 2015 году. Картине не удалось повторить успеха предшественника и казалось, что тема исчерпана.

Тот факт, что в 2016 черные номинанты почти не были представлены на Оскаре породил скандал и массу обвинений в расизме в сторону киноакадемии и организаторов премии. В том же время голливудскому и старомодному Оскару решился противостоять фестиваль независимого кино Sundance, который присудил основные премии фильму "Рождение нации". Кинолента была посвящена истории лидера восстания рабов Ната Тернера. Фильм называли одним из самых важных фильмов на тему истории Америки, а также смелым высказыванием, которое отражает взгляды афроамериканского сообщества на историю рабства и на проблемы расовых предрассудков. Но во время широкого проката фильма, кинокритики внезапно прозрели и начали сомневаться в его гениальности, а массовый зритель и вовсе начал бойкотировать фильм, что лишний раз доказывало, что тему о чернокожем населении не так просто раскрыть, и простой эксплуатации чувства вины уже недостаточно (частично провал картины был связан со скандалом из криминального прошлого Нэйта Паркера, одного из создателей фильма, который был обвинен в изнасиловании белой девушки).
В итоге сложилась ситуация, при которой кинодеятели совершенного разного уровня, начиная от крупных режиссеров, способных бороться за крупные кинопремии, и заканчивая новичками в мире кино, которые пока представляют свои работы лишь на независимых фестивалях, не способны рассказывать истории о чернокожих правдиво, не эксплуатируя сюжет с неравенством и не играя на чувстве вины.

В 2017 году главная награда досталась фильму "Лунный свет", и этот жест можно назвать изменением в положительную сторону, а кинопремию нельзя обвинить в том, что она вновь встала на легкий и понятный путь политкорректности, несмотря на то, что фильм затрагивает сразу две дискриминируемые группы – темнокожих и гомосексуалов. "Лунный свет" – это кино о проблемах людей, а не о проблемах идентичностей. Фильм пытается говорить о темах, которые понятны вне любых политических контекстов.
В "Лунном свете" можно встретить много персонажей и ситуаций, из-за которых его можно было бы обвинить в клишированности и назвать той самой типичной драмой-номинантом, которая обязательно выдавит из зрителя слезу и заставит задуматься. Например, повсеместная гомофобия, жестокие одноклассники, мать главного героя, страдающая от наркотической зависимости, наркодилер Хуан (философ из гетто и самое настоящие воплощение представлений о крутом парне с улиц, прокравшихся в массовую культуру еще в 80-х), который заменяет одинокому мальчику отца и наставляет его на путь истинный. Но фильм, ровно как и жизнь главного героя не исчерпываются этими деталями, они лишь являются фоном, на котором развивается его личная история. Несмотря на все тяготы жизни главного героя, изображенные в фильме, все основные конфликты в фильме происходят из-за личных слабостей и желаний героя.

В то же время "Лунный свет" избегает темы противостояния белого и черного населения – белых персонажей в картине просто нет. Таким образом фильм начинает говорить о жизни чернокожего населения на новом языке, который уже используется массовой культурой в других жанрах. Примером может послужить прошлогодний альбом Кендрика Ламара "To pimp a butterfly", который также не делит все истории на черное и белое и не впадает в драматичные крайности, а в равной степени уделяет внимание как темам расизма, неравенства, насилия, так и порочности человека и его слабостям перед лицом искушения. Подобное удается и Дональду Гловеру, создателю телесериала "Атланта", повествующему о жизни жителей одноименного города с преимущественно чернокожим населением, которые просто пытаются добиться успеха. Повседневные реалии их жизни служат здесь исключительно фоном, не составляют основу образов героев, а лишь дополняют их. Что примечательно, проблемы угнетенных групп, будучи оттеснены на повседневный фон трогают и пугают куда сильнее, чем когда их пафосно помещают в центр повествования.