Переводы
Бытие-в-мире с хип-хопом и Хайдеггером
Перевод статьи Чарльза Мудида
Автор перевода: Полина Некрасова
Редактор перевода: Армен Арамян
Оригинал текста: http://www.thestranger.com/seattle/in-the-world-with-hiphop-and-heidegger/Content?oid=5164
Публикация: 07/02/17
Когда я слышу слово "хип-хоп", я думаю о Хайдеггере. Да, о Мартине Хайдеггере, немецком философе, который был учеником (и последователем) известного феноменолога Эдмунда Гуссерля. Вообще-то, не столько о самом Хайдеггере, сколько о его самой влиятельной и сложной работе – "Бытие и время" (первое издание 1927-го года, публикация на английском языке – 1962). Как и у большинства философов, взгляды и идеи Хайдеггера менялись с годами, поэтому нужно четко представлять, каким этапом его философского творчества мы интересуемся, и откуда черпаем пищу для размышлений. Вклад Хайдеггера в философию можно грубо разделить на две части: первая сосредоточена вокруг метафизики; вторая – вокруг языка. Полагая, что рэп является словесным искусством, можно было бы подумать, что связь, которую я прослеживаю между Хайдеггером и хип-хопом, касается последней части его вклада, но это не так. Связь, которую прослеживаю я, относится именно к этому раннему периоду, периоду метафизики.
Итак, Хайдеггер был бы весьма расстроен, если б он узнал, что какой-то тип из Сиэттла связывает его мало того, что с хип-хопом, так еще и с метафизикой. Он не считал себя метафизиком; то есть он не пытался рассматривать или объяснять трансцедентальное или вечное, но ставил вопрос о том, что означает "быть" или "быть здесь" (на немецком – "Dasein"). Поэтому он не исследовал понятия "человека" или "вечного человека", но простое осознание человеком своего бытия. Как указывает Майкл Гелвен в своих комментариях к «Бытию и времени», различие заключается в следующем: метафизика "формулирует вопрос: кто мы такие?", а исследования Хайдеггера (или фундаментальная онтология, как он их называет) исследует то, каким образом такие вопросы вообще являются возможными. Другой пример: вы можете спросить: «Что такое тюрьма?», и я могу ответить, что это решетка, ключи, охранники и так далее. Этот ответ дает нам общее представление о тюрьме как о некоем "целом". Но Хайдеггер, напротив, хочет знать то, что значит быть в тюрьме, то есть быть наказанным за преступление, чувствовать себя виновным, одиноким и далеким от любимых. Короче говоря, Хайдеггер хочет знать, что значит "быть-в-мире", а не что такое "предмет-в-мире". Поэтому он был бы недоволен мной – ведь он полагал, что его работа и книга являются антиметафизическими. Но даже если они не являются метафизическими, тем не менее они непосредственно высказываются на тему метафизики, и потому по умолчанию являются метафизическими.


Biggie Smalls - Somebody's Gotta Die
Метафизическая сторона Хайдеггера, то есть сторона, которая озабочена "бытием-в-мире", и есть та сторона, у которой я усматриваю связи с хип-хопом. Позиция рэпера, звезды хип-хопа, – всегда располагается "в-мире". Рэпер никогда не поет от третьего лица, не смотрит на мир с дистанции, объективно, но всегда выглядывает наружу изнутри. Вот почему настолько тяжело, если вообще возможно, делать каверы на рэп-песни: они написаны с позиции самого рэпера или c "позиции-себя". С глубоким чувством собственного присутствия или нахождения "в-мире", рэперы анализируют свое непосредственное окружение ("Once upon a Time in the Projects" Айс Кьюба или «Just another day» Куин Латифы также отражают то, что Хайдеггер называл "повседневностью"), последствия своих действий («Bedtime Story» Слик Рика) или даже проводят целый «экзистенциальный анализ» ("Tried 12" Ист Флэтбаш Проджекта или "Somebody Gotta Die" Ноториус Бига – яркие примеры того, что Хайдеггер называет "заброшенностью" – быть заброшенным судьбой в мир, в самое сердце опытного переживания). Действительно, рэперы делают все возможное, чтобы, находясь в мире хип-хопа, заявить нам: "Это – моя философия" – известное высказыванием рэпера КРС Уана.

Значительная часть рэпперского лексикона – хайдеггерианская. Возьмем, например, это выражение: "Тупак здесь", или "я в доме" (и действительно, разве не Хайдеггер называл язык "домом бытия?"). В хип-хопе объявить о том, что вы "в доме" или "здесь", значит отпраздновать ваше прибытие туда, что Хайдеггер называл "подлинным я". Одним словом, это – полное утверждение вашего бытия "в-мире". И говоря: "В девятом и в восьмом (год '98)", как К. Л. Смут делает в "Da Two", рэпер отмечает свое бытие во времени.

Другое философское выражение, которое рэперы имеют в своем распоряжении, – "я чувствую вас (тебя)". У этого выражения есть много способов употребления. С одной стороны, исполнитель может использовать его, чтобы объяснить: его новая песня стала хитом, потому что люди начали "чувствовать" его, то есть теперь на него направлено внимание общественности. Другое значение – выражение согласия. Например, я недавно переписывался с группой "афрофутурист", которые сравнили новый фильм Уэсли Снайпа "Искусство войны" (которым я восхищаюсь) с фильмом "Странные дни". Один из них ответил мне, не согласившись с моей оценкой "Искусства войны" (он не "чувствовал" меня по этому вопросу), а вот по поводу забытого всеми фильма 1995 года "Странные дни" он написал: «Теперь я чувствую тебя в "Странных днях", подразумевая, что ему также, как и мне, понравился фильм.

Pete Rock feat C.L Smooth - Da Two
Mos Def Feat. Q-Tip & Tash - Body Rock
Использование "я чувствую тебя", которое я имею в виду – именно то, которое стоит в основе следующей схемы: один субъект подтверждает присутствие другого субъекта (не объекта!) "в-мире". И это не простое подтверждение физического присутствия, но подтверждение его или ее бытия. Кью-Тип использует эту философскую форму "чувствую тебя" в песне "Body Rock". Это происходит уже в самом начале, когда подающий нервные сигналы, суетящийся, находящийся в состоянии стресса компьютер пытается установить связь, подобную факсу, между своей компьютерной душой и человеческой душой Кью-Типа. Наконец, связь установлена, и Кью-Тип утверждает бытие компьютера, говоря: "Хорошо, хорошо, хорошо... Я чувствую тебя". Хайдеггер был уверен в "бытии-в-мире", так же, как и в "бытии-с" (mitdasein) другими. Он вообще описывает "мир" как "мир-с" (mitwelt), то есть "мир-с-другими". Но он никогда не предполагал, что существа "в-мире" могли бы быть объединены на онтологическом уровне. Действительно, это выражение полной взаимосвязи или непрерывности с чем-то за пределами бытия не имеет прецедентов в истории Западной мысли. Начиная с Жоржа Батая, мы связывали непрерывность со смертью или оргазмом, что в обоих случаях подразумевало потерю идентичности. "Я чувствую тебя» хип-хопа имеет в виду вовсе не растворение себя, но глубокое признание присутствия другого "я" или другой «позиции-себя".

Связи между хип-хопом и Хайдеггером повсюду! Я могу говорить об этом целую вечность. Но если у вас еще есть сомнения, если вы думаете, что все это просто ерунда, и я просто решил вас разыграть (ох уже эти скептичные студенты философских факультетов), то послушайте, пожалуйста, чудесную совместную работу Лардж Профессора и Пита Рока под названием "The Rap World" 1995 года. Его припев, с которым я вас и оставлю, звучит примерно так: "В мире у вас есть деньги и одежда/В мире у вас есть друзья и враги /В мире у вас есть проекты и тексты/В мире – кто знает, кто будет следующим".


Pete Rock & Large Professor - The Rap World