8 интересных альбомов января
Автор: Артем Колганов
Публикация: 10/02/17
Несмотря на то, что технологии производства музыки стали доступными практически каждому, и количество издаваемого материала увеличивается с каждым годом, «мейнстрим», то есть то, что попадает в поле широкой известности, не изменяется в количественном отношении. Музыкальные «сцены», которые и являются сегодня наиболее репрезентативными, имеют тенденцию формироваться на основании какой-либо идентичности - жанровой, национальной и т.д. И в такой ситуации выбор наиболее интересного материала за месяц - это субъективная попытка задать более общий контекст той части музыкальной индустрии, которая обычно в него не попадает.


1
Foxygen – Hang
Калифорнийский дуэт, полюбившийся многим за солнечную инди-музыку, неожиданно вернулся – после официального распада в 2014 году – и вернулся с масштабным экспериментом, результатом которого и стала запись Hang. В создании альбома приняли участие более сорока музыкантов – целый оркестр разнообразных инструментов, а новое звучание группы выглядит как компромисс между развязностью глэм-рока классического периода и монументальностью барочных композиций. В целом же Foxygen не изменили привычному настроению своей музыки – это по-прежнему ностальгические композиции, отсылающие к той эпохе, которая и вдохновляет дуэт – к середине семидесятых годов. Ретромания как феномен массовой культуры сегодня симптоматична для всей музыки со стилистической опорой на наследие прошлого, и Hang не является исключением – но величина эксперимента по переосмыслению уже созданного, на который на этом альбоме замахнулась группа, как минимум впечатляет.
Foxygen - Follow the Leader (Official Video)
2
Brian Eno – Reflection
Brian Eno - ‘The Ship’ *
* - поскольку Reflection недоступен на YouTube из-за ограничений авторских прав, прикрепляем трек с предпоследнего релиза музыканта. Послушать Reflection можно в нашем плейлисте.
Новый релиз основателя эмбиента и вдохновителя значительной части экспериментальной музыки, вышедший аккурат первого января, одновременно отсылает слушателя к "каноническим" альбомам раннего Ино в духе культового Music For Airports и продолжает идеи, развиваемые Брайаном на сравнительно поздних творениях а-ля Lux. В отличие от предыдущего альбома The Ship, на котором помимо привычных для Ино неспешных меланхолических композиций присутствовали довольно невнятные эксперименты вроде кавера на The Velvet Underground, новый альбом стремится к абсолютному минимализму даже формально – число треков ограничивается одним, растянутым на почти час акустическим полотном. Содержательно же стиль Ино остаётся неизменным (да и никто не ждал радикальных перемен на двадцать шестом альбоме музыканта) – звуковые синтезаторные ландшафты, обладающие медитативным действием. Reflection важен именно своей неизменностью – спустя сорок лет с рождения эмбиента, когда звучание жанра изменилось до неузнаваемости, новая работа Брайана Ино возвращает слушателя к тому, с чего всё начиналось.


3
Priests – Nothing Feels Natural
В последние пять лет на американской независимой сцене с завидным постоянством появляются коллективы, стремящиеся вернуть в музыку её политический субверсивный потенциал, опираясь – как формально, так и содержательно – на эпоху расцвета панк-рока и на riot grrrl-сцену девяностых. Priests – вашингтонский девичий коллектив, активный с 2011 года, но только сейчас издавший первый полноформатный релиз – предлагают расширенную версию подобных практик. В их диссонантной музыке, основанием которой стало классическое звучание панка, можно услышать отголоски других жанров – от инди-попа до джаза, а тексты, хоть большинство из них и можно свести к одной мысли – о ненависти к правительству и власти, затрагивают множество различных проблем социального характера. Всеобщее предположение о том, что президентство Трампа will make punk rock great again, неважно для Priests – им одинаково отвратительны и прошлое, и нынешнее правительство, – однако именно сейчас их музыка может оказаться особенно актуальной. Высокие оценки критиков вкупе с титулом Best New Music от Pitchfork только подтверждают эту гипотезу.


Priests - JJ
4
The Flaming Lips – Oczy Mlody
The Flaming Lips - How??
Спустя четыре года после выхода The Terror и множества экспериментов – от изменённых до неузнаваемости каверов классических треков The Beatles c Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club Band до коллаборации с Майли Сайрус под названием The Dead Petz – одна из знаковых психоделических групп современности выпустила новый релиз. На Oczy Mlody коллектив отошёл от мрачного, местами пугающего звучания предыдущего альбома и вернулся к основанному на синтезаторах мягкому саунду своих классических альбомов девяностых, однако характерное для всего творчества The Flaming Lips напряжение никуда не исчезло и сквозной линией проходит через монотонные электронные ритмы. Oczy Mlody звучит не ново, но по крайней мере нестандартно – как и в ряду прочих альбомов экспериментаторов из Оклахомы (которых за четверть века набралось больше двадцати), так и на нынешней психоделической сцене, ориентированной на гитарное звучание. Бонусом к альбому можно посмотреть записи с концертов группы – красочные перформансы, в которых музыка становится лишь одним из элементов всего действа.
5
Ariel Pink & Weyes Blood – Myths 002
История современной поп-музыки наглядно показывает, что сочетание громких имён в рамках одного альбома далеко не всегда заканчивается успешно. Причиной тому либо нежелание музыкантов отходить от жанровых канонов (чему примером всевозможные супергруппы), либо, наоборот, слишком резкий выход за рамки их музыкального нарратива (например, уже упоминавшийся проект Miley Cyrus & Her Dead Petz). Совместный мини-альбом Ариэля Пинка – канадского фрика, которому обязана своей популярностью нынешняя лоу-фай-музыка – и Вейс Блад – одной из главных персоналий современного независимого фолка, при этом практически неизвестной в России – представляет собой неплохое исключение из этой закономерности. Релиз изначально не задумывался как что-то масштабное, да и его выход стал неожиданностью – возможно, именно это и оградило слушателей от завышенных ожиданий, а музыкантов – от соответствия им, поэтому коллаборация получилась как минимум интересной: странное звучание привычных для творчества Пинка синтезаторов органично вплетается в лёгкие акустические мелодии. В Myths 002 всего четыре трека, но возможно, в скором времени мы услышим продолжение – и здесь уже удержаться от ожиданий будет трудно.


Ariel Pink & Weyes Blood - Tears On Fire
6
Japandroids – Near To The Wild Heart Of Life
Japandroids - "Near To The Wild Heart Of Life"
Ещё один долгожданный камбэк – в 2012 году ванкуверские нойз-рокеры выпустили свой самый успешный альбом Celebration Rock, полтора года катались по всем континентам мира с концертами в поддержку релиза, а затем на долгое время исчезли отовсюду. После двух лет абсолютного молчания многие успели попрощаться с Japandroids, но группа неожиданно вернулась и анонсировала альбом на первый месяц текущего года. Несмотря на то, что за шумное гитарное звучание коллектив традиционно причисляли к нойз-року, Japandroids всегда указывали на своё промежуточное положение – барабанщик Дэвид Проуз однажды сказал: "Мы слишком шумные для поп-музыки, но слишком миленькие для нойза". По этой формуле строились оба полноформатных релиза группы, однако на новом альбоме музыканты явно выбрали первое – партии гитары стали более ритмичными, вокал – менее надрывным, а к инструментам дуэта в большинстве треков добавился синтезатор. Именно из-за резкой смены звучания критики, как и поклонники коллектива, релиз приняли неоднозначно, но Japandroids всё ещё остаются главной coming-of-age-группой современности – эмоциональные композиции и проникновенные тексты по-прежнему на месте – и Near To The Wild Heart Of Life стоит слушать хотя бы за это.


7
Cloud Nothings – Life Without Sound
Фрагмент о Cloud Nothings стоит начать с критической ремарки: главным недостатком творчества кливлендских инди-рокеров является формальное однообразие – все четыре альбома группы выполнены в одном ключе, и различия в треках с динамичным панк-ритмом и нервным вокалом обнаруживаются лишь при более детальном рассмотрении – но это не отменяет важности коллектива для современной независимой музыки. Опираясь в равной степени на нестандартный альтернативный рок девяностых в духе Slint и на инди-группы нулевых, музыканты достигли собственного уникального звучания, пиком которого стал признанный критиками альбом Attack On Memory, и продолжают идти в выбранном направлении. Life Without Sound, более мелодичный и менее шумный, нежели предыдущие работы, представляет собой ещё одну интерпретацию меланхолии, заложенной во всё творчество коллектива. Если вы никогда не слушали Cloud Nothings, то это стоит сделать, чтобы проникнуться этой депрессивностью; если слушали – то перед вами очередная её вариация и притом далеко не самая плохая.


Cloud Nothings - "Modern Act"
8
Run The Jewels – Run The Jewels 3
Run The Jewels - Talk To Me
За два с половиной года, которые прошли с выпуска сверхуспешного Run The Jewels 2, покорившего едва ли не все рейтинги лучших альбомов-2014, эксцентричный хип-хоп-дуэт не давал своим слушателям поводов для скуки. Причём музыкальной активности – результатом которой стал альбом ремиксов Meow The Jewels, чья концепция очевидна из названия, – дело не ограничивалось: так, Киллер Майк активно участвовал в предвыборной кампании Берни Сандерса и в быстро ставшем популярным видеофрагменте (ссылка) обсудил с ним проблемы темнокожего населения. С выпуском третьего альбома RTJ окончательно убедили всех в своих левых политических взглядах – релиз альбома был намечен на 13 января, но 24 декабря дуэт выложил в сеть результат своей работы, причём загрузить Run The Jewels 3 можно было совершенно бесплатно. Это породило споры о том, считать ли этот альбом релизом 2017 года или же срочно искать ему место в топе-2016 – потому что альбом вышел как минимум не хуже своего предшественника. К тому же список коллабораций на пластинке впечатляет – в гостях числятся, например, Зак де ла Роча из Rage Against The Machine и звезда современного бибопа Камаси Вашингтон.