8 Интересных альбомов сентября
Экспериментальный хип-хоп, блэк-метал, нойз-рок и не только — в подборке музыкальных релизов за сентябрь
Автор: Артем Колганов
Публикация: 02/10/17
1
Metz — Strange Peace
Раз в два года канадские резиденты Sub Pop стабильно выпускают полноформатный альбом, и с учётом их движения к всё более плотному и сырому звуку от третьего альбома можно было ожидать чего-то похожего. Однако уже первый сингл с релиза эти ожидания разрушил; для кого-то к сожалению, для кого-то к счастью Metz усложнили звучание и отошли от наследия девяностых в пользу шумного (сильно более шумного, чем раньше) саунда гаражного панка. При этом гитарные партии стали сложнее, длина треков увеличилась, а весь альбом выглядит целостнее предыдущих и в то же время не утомляет монотонностью. Единственным большим разочарованием может стать лишь меньшая злость -- но с принадлежностью Metz к нойз-року всегда возникали вопросы, а чистой энергии гаражного рока на релизе предостаточно.


METZ - Cellophane [OFFICIAL VIDEO]
2
Deerhoof — Mountain Moves
Deerhoof - Come Down Here and Say That (ft. Lætitia Sadier)
Эклектичная инди-группа, за 23 года своей истории прошедшая путь от нойз-рока до странной поп-музыки, на новой записи не перестаёт удивлять. Пластинка получилась отчасти похожей на предшествующую ей La Isla Bonita, однако на Mountain Moves ощущается влияние экспериментальной и независимой музыки девяностых, причём в этот раз фокус группы направлен отнюдь не на нойз-рок, а на группы с электронным звучанием. Свидетельством этому становится наличие большого числа приглашённых гостей на новой записи, в числе которых фигурирует даже Летисия Садье из Stereolab. Они, пожалуй, повлияли на Deerhoof в наибольшей степени, поскольку модульные синтезаторы присутствуют в большинстве треков, а в сочетании с вокальными партиями это придаёт пластинке сильный ностальгический эффект. Все характерные для Deefhoof звуковые решения никуда, впрочем, не делись — и из-за этого причудливого сочетания стилей новый альбом стоит слушать.


3
Dälek – Endangered Philosophies
Релиз пионеров экспериментального хип-хопа был одним из наиболее ожидаемых музыкальных событий месяца — и он как минимум не разочаровал. На Endangered Philosophies Dälek вновь расширили границы своего звучания и в аранжировках треков двинулись в сторону индастриала, порой едва не граничащего с пост-металом и прочими смежными жанрами экстремальной музыки. Эффект от прослушивания, тем не менее, почти противоположный -- экспрессивный речитатив, наложенный на шумную, но негромкую музыку создаёт если не предчувствие близкого конца света, то по крайней мере ощущение приближающейся техногенной катастрофы. Со времён прошлогоднего альбома clipping. новый альбом проекта из Нью-Джерси -- самое важное событие в мире экспериментального хип-хопа; и если clipping. изображают футуристическую антиутопию, то Dälek повествует об актуальном -- и эти две стратегии вызывают почти одинаковый страх.


Dälek "Echoes Of...
4
Omni — Multi-Task
Omni "Southbound Station" (Official Video)
На втором альбоме коллектив из Атланты, в участниках которого числится бывший гитарист Deerhunter, развивает эклектичное звучание немейнстримного пост-панка классического периода (в духе Wire или The Dream Syndicate), при этом обладая возможностями более качественной записи звука. На выходе мы имеем аутентичное сочетание минималистичной ритм-секции и сырых, немного режущих слух гитарных вставок. Однако наиболее важно в этом релизе, пожалуй, не звучание, а сам факт его появления -- текущий год выдаётся богатым на альбомы команд, активно работающих с наследием конца семидесятых — достаточно вспомнить B Boys или Parquet Courts (чей новый альбом также скоро выйдет). Уходя в сторону от мрачного звучания традиционного пост-панка, Omni обращают внимание на, наверное, самый интересный его аспект — техники звукозаписи и делают это умело и нестандартно.


5
The World Is a Beautiful Place and I Am No Longer Afraid to Die — Always Foreign
В мире эмо-музыки также произошло важное событие -- по масштабам, конечно, несравнимое с выходом альбома American Football год назад, но всё же значимое — новый альбом группы с очень длинным названием, ожидания от которого были высокими после выхода успешного Harmlessness два года назад. Новый альбом не стал (и есть основания полагать, что не станет) столь же признанным у критиков и поклонников, однако высокий уровень группы и её позицию на современной эмо-сцене подтверждает. На нём вокал несколько утонул в звуке гитар, партии которых стали заметно сложнее, а общая атмосфера альбома сменилась с надрывной на более задумчивую, при этом характерная грусть в звучании никуда не исчезла. Как бы банально это не звучало, но это хороший альбом для прослушивания осенью — и приятно, что уже второй год недостатка в подобных записях нет.


The World is a Beautiful Place & I am No Longer Afraid to Die — "Hilltopper"
6
Godspeed You! Black Emperor — Undoing A Luciferian Towers
Godspeed You! Black Emperor - Undoing A Luciferian Towers
Будто соответствуя своему монументальному звучанию, GY!BE занимают фундаментальную позицию на сцене экспериментальной музыки — и каждый их релиз становится масштабным событием. Как правило, монреальские мастера меланхолии сопровождают выпуск альбома каким-либо сопутствующим посланием; не обошлось без него и в этот раз, хоть его содержание и сводится к тому, что имплицитно присутствует в звучании группы — тотальный пессимизм и опустошающая социальная реальность. Альбом, как и полагается произведению такого масштаба, разделён на четыре части, каждая из которых указывает на определённую проблему (будь то государственные границы или отчужденный труд). Может сложиться впечатление, что GY!BE пытаются донести до слушателя больше, чем это в принципе возможно через медиум музыки; и отчасти это так, но эмоциональный эффект от прослушивания альбома остаётся практически уникальным и очень личным опытом.


7
Mogwai — Every Country's Sun
Так совпадает, что последние альбомы Mogwai, ключевой группы для пост-рока, выходят параллельно релизам других важных представителей жанра; этот месяц не стал исключением, и Every Country's Sun был издан почти одновременно с Undoing A Luciferian Towers (о котором чуть выше). Желание сопоставить эти записи велико, но у двух групп настолько разные подходы к написанию материала, что это превращается в бесполезную задачу, если не обращаться к тем аффективным стратегиям, которые подобная музыка стремится производить. Общей интенцией для пост-рока (пришедшей, стоит отметить, в жанр уже постфактум) является описание некоторой трансцендентной меланхолии, и, в отличие от GY!BE, Mogwai не осуществляют это в терминах социального пессимизма; наоборот, эмбиент (которого на новом релизе стало ещё больше) апеллирует к личному опыту слушателя, не пытаясь сделать это через социальное. Оба альбома являются записями личными, опыт прослушивания которых предельно интимен, однако они личные по-разному, и сравнение — не самая плохая возможность понять шотландских классиков.


Mogwai // Coolverine (Official Video)
8
Wolves In The Throne Room — Thrice Woven
WOLVES IN THE THRONE ROOM - "Born From The Serpent's Eye" (Official Music Video)
С появлением Deafheaven (а особенно с выходом альбома Sunbather четыре года назад) термин "блэк-метал" уже не кажется чем-то непреодолимо далёким от слушателя. Быть может, дело в концептуальной рамке, которую они заложили для восприятия этого жанра, а может, в медийном образе группы; как бы то ни было, блэк-сцена подобралась к массовой культуре на ощутимо близкую дистанцию, и основные представители жанра не собираются её увеличивать. Вот и Wolves In The Throne Room, вашингтонский квинтет с почти пятнадцатилетней историей, на новом альбоме сдвигает звучание в сторону более доступного и понятного не только приверженцам жанра. При этом все ключевые элементы -- минорные гитарные риффы, мощные бласт-биты и средняя продолжительность песен более десяти минут — здесь присутствуют, так что этот релиз -- и неплохая точка входа в жанр, и интересная работа для ценителей.