рецензии
«День сурка»? Ну, а может лучше умереть?: рецензия на фильм «Счастливого дня смерти» (2017)
Когда самоирония не спасает
Автор: Андрей Алтухов
Кадры: www.kinopoisk.ru
Публикация: 07/12/17
Давайте сразу, — фильм клишированный и постоянно шутит о своей клишированности. Второе, фильм почти не страшный, а больше веселый. Третье, это триллер-версия «Дня сурка», так его позиционируют создатели. Почему бы и нет. Главная героиня находится во временной петле, в которой вынуждена раз за разом переживать свою смерть. Развязка наступает только тогда, когда она находит виновника своей смерти и избавляется от него. Фильму удалось что-то странное: он превратил полное отсутствие уникальности в фишку. Хотя, давайте будем честными, попытался превратить.
Сюжет развивается в трех стандартных плоскостях: романтической, личной и конфликтной (сейчас будут вот вообще не спойлеры, вы такое видели сто раз). В самом начале фильма главная героиня знакомится с  «хорошим парнем», который сначала как бы недостаточно крут для нее, но к концу получается, что это он единственный был способен оценить ее по достоинству и вообще чуть ли не ее судьба. Дальше, весь фильм за ней носится маньяк в маске младенца, а в конце она его побеждает. В начале главная героиня «стервозная сука», а потом становится приятной девушкой. Ну как, было такое где-нибудь? Было. И это становится очевидно после первых минут десяти от просмотра.
Фильм встречает нас охапкой нарочито идиотских реплик, другой охапкой типовых персонажей и жизнеутверждающим «я клишированный фильм? Да! Глядите что сейчас отчебучу!». Вы смотрите начальные сцены и не понимаете, действительно ли все настолько плохо? Стандартный сюжет, персонажи, но во всем этом есть что-то подозрительное. До первой серьезной мета-шутки. Фильм постоянно шутит сам про себя. Почти каждая мало-мальски значимая сцена сдабривается такой вот остротой: то посреди «страшного» момента главная героиня посмеется над потугами маньяка ее напугать, то на романтическом свидании кто-нибудь смачно пернет, то еще что-нибудь из той же оперы. Смотреть весело, хотя на особо тупых моментах ладонь все равно тянется к лицу.
Фильм пытается усидеть на трех стульях: триллере, треше и комедии. С одной стороны, нас очевидным образом пытаются напугать. С другой, хоррорные сцены через одну осознанно превращаются в «Очень страшное кино». То же самое касается и романтических сцен, и драматических. Фильм пытается иронизировать над клише молодежных фильмов. Однако все претензии на иронию на выходе смотрятся не очень убедительно: мы получаем либо хоррорный/драматический/романтический фарс, либо стеб над ним, который фарсовости ничуть не убавляет. Становится ли от этого сюжет предсказуемым и скучным? Да, становится. Перестают ли от этого шутки быть смешными? Нет, не перестают. Пожалуй, единственная стоящая причина чтобы пойти на фильм — это его юмор. Он вульгарный, но веселый. Ни хоррор, ни персонажи не вывозят. А вот посмотреть на то, как авторы издеваются над жанром и выстебывают буквально каждую типичную сцену иногда очень доставляет. И чертовски удачной идеей было сделать главную героиню стервозной сукой. Очень приятно смотреть, как стервозную суку снова и снова насаживают на нож!
Если вы любите ненапряжное, глуповатое кино, под которое можно отдохнуть или находите гилти (или не гилти) плэжа в американских молодежных комедиях, то фильм для вас. 6,7 Биллов Мюрреев из 10.