Университет
5 РЕАЛЬНЫХ причин не поступать в Вышку
Ультимативный гид по студенческим проблемам
Редакционная колонка
Публикация: 15/11/18
Наши коллеги из The Вышки выпустили материал, в котором попытались зафиксировать негативные стороны обучения в родном университете. Несмотря на их старания, негативный образ Вышки создать не получилось (всё-таки «студенческое самоуправление и честные медиа» сложно причислить к самым явным недостаткам Вышки). Поэтому мы решили подчеркнуть 5 действительно значимых проблем, которые существуют в Вышке и сильно отражаются на образовательном и научном процессах внутри вуза. Материал не стоит воспринимать как нападку на университет, редакторы, которые его составляли (студенты и выпускники Вышки), писали его с искренней любовью к alma mater и верой в необходимость самокритики.
1. Ненормированное расписание и нагрузки
Попадая в университет, вы лишаетесь свободного времени, времени вообще, здорового цвета лица и воли к жизни. Огромное количество пар, такой же багаж литературы к ним и серьёзные эмоциональные нагрузки станут вашими лучшими друзьями. Нагрузки не просто стремительно ворвутся в вашу жизнь: из-за сомнительного расписания они сделают это самым изощрённым способом. Окна, отсутствие семинаров несколько дней, а потом сразу пять, и время для них всегда самое подходящее.
Жизнь в таком ритме может привести к тяжелым последствиям для здоровья, а Вышка не всегда готова идти навстречу студентам с подобными проблемами. Примером этому может послужить история Валерии Копировской, бывшей студентки ВШЭ, а также истории людей, страдающих ментальными расстройствами и обучающихся на Факультете гуманитарных наук.

Самое главное. что всё это официально принимается за идеологию Вышки: «Чем хуже [для студентов], тем лучше». Странный миф: чем сложнее учиться (качество образования постепенно отходит на второй или третий план), тем выше должно цениться полученное образование (в частности, у работодателей).
Что можно почитать у нас на эту тему:

Бывшая студентка Вышки о том, как вылететь из университета из-за деперсонализации

Интервью со студентами ФГН, страдающими от психических расстройств

2. Мнения студентов для администрации не существует
Высшая школа экономики может создавать впечатление университета, открытого к диалогу и способного слышать своих студентов. В какой-то мере это действительно так: в отличие от многих других российских университетов, тут не заставляют ходить на провластные митинги или вступать в партийные молодежные движения, а за поход на митинг Навального отчислять не будут.
Однако «либерализм» не распространяется на главное, а именно на управление образовательным процессом. Инициативы, которые спускаются сверху, часто не одобряются студентами (впрочем, как и многими преподавателями), и при этом отсутствуют рабочие механизмы студенческого самоуправления или хотя бы представительства, несмотря на формальное существования студсовета или отдельные сильные факультетские студсоветы. Достаточно свежим примером является настойчивая попытка вернуть блокирующие оценки в систему оценивания, которая скорее всего будет успешной, несмотря на активное противостояние со стороны студентов.

Да, каждому студенту дают слово, точнее, вытягивают его угрозами отчисления, но имеет ли это слово вес — вопрос открытый. Речь, конечно же, идет о СОП (студенческой оценке преподавания), которая проводится каждый модуль и даёт шанс студентам высказаться о преподавателях и предметах, которые они изучали последние несколько месяцев. Однако сами студенты почти никогда не сталкиваются с реальными последствиями анкетирования и не знают, как и на что конкретно влияют их оценки. Зато сталкиваются с реальными угрозами отчисления в случае отказа от участия в оценке преподавания.
Что можно почитать у нас на эту тему:

8 курсов, которые оставили студентов нашего Факультета в недоумении

Дирекция информационных технологий ввела авторизацию в интернет-сетях общежитий без согласования со студентами

Редакция опросила мнение студентов ФГН о новой системе регистрации на майноры, а также поговорила с представителями администрации и Студенческого совета Вышки

3. Майноры и высокая конкуренция
С 2014 года майноры — дополнительные профили к основному направлению подготовки — стали обязательной частью подавляющего числа образовательных программ бакалавриата Вышки. Это нововведение должно было дать шанс студентам ВШЭ получить дополнительные знания в новой для них сфере. Однако, к сожалению, для многих студентов эффект оказался прямо противоположным: часто можно услышать сочувственные вздохи, что непрофильные курсы отнимают ценное время у предметов, имеющих отношение к выбранной специальности.
Ситуация парадоксальная, ведь майноры позиционируются как способ либерализовать образование через выбор индивидуальной траектории обучения. Однако проблема заключается в том, что программы многих майноров сильно упрощены, поскольку ориентированы на усреднённую аудиторию, а на небольшое количество действительно хороших майноров можно попасть только по позиции в общеуниверситетском рейтинге, который пытается сопоставить достижения студентов с самых разных программ совершенно неинтуитивным способом. Впрочем, судя по всему, наличие рейтингов и их использование в управлении университетом считается самоценным.
Что можно почитать у нас на эту тему:

Редакция опросила мнение студентов ФГН о новой системе регистрации на майноры, а также поговорила с представителями администрации и Студенческого совета Вышки

4. Университет вне политики, но некоторые спикеры нам нравятся
Любые неудобные инициативы блокируются под предлогом официального запрета на политику в стенах университета. Под таким предлогом могут отменять выступления оппозиционных политиков, как это произошло с Максимом Кацем в этом году. При этом этом запрет легко обойти при желании и административных возможностях: всегда находятся причины и объяснения, почему Пескову, Жириновскому или Милонову перед студентами выступить можно.

За фасадом либерального вуза могут скрываться истории, к примеру, об уходе главы антикоррупционной лаборатории в связи со слишком актуальными темами исследований, а многие студенты могут поделиться историей о преподавателях, которые активно продвигают свои политические взгляды на парах или о негласных запретах на те или иные темы для исследований, которые неугодны академическим руководителям.
Что можно почитать у нас на эту тему:

Обращение к руководству Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ по поводу выпуска ток-шоу «В точку» с Дмитрием Песковым

Как Владимир Жириновский продемонстрировал несостоятельность концепции университета «вне политики»?

5. «Выжженная земля» и Higher School of Everything
Несмотря на остроту всех перечисленных проблем, главная заключается в том, что даже если вам совсем не нравится Вышка и её политика, вы всё равно будете вынуждены с ней пересечься каким-нибудь образом: практически любой исследователь в гуманитарных и социальных науках так или иначе связан с этим университетом. Дело в том, что Вышка всегда существует будто на «выжженной земле»: нет ничего, кроме Высшей школы экономики.
Проблема здесь заключается, конечно, не в том, что у студентов-физиков или философов может возникнуть «кризис идентичности», а в том, что на фоне роста и развития Вышки — открытия бесконечных филиалов и новых факультетов — общее состояние других образовательных учреждений в России продолжает падать, а ВШЭ всё больше становится монополистом в этой сфере. Последние предложения, связанные с заменой лекций в «слабых» вузах онлайн-курсами ведущих вузов (разумеется, в первую очередь на экспорт пойдут лекции, подготовленные Вышкой) тоже не внушают большого оптимизма.

Но Вышка разная. На конкретных факультетах может отличаться уровень образования, но при этом о проблемах на местах достаточно сложно узнать, потому что все они прикрываются общим престижным брендом Вышки, а проблемы студентов неплохо рассеиваются, если постоянно напоминать друг другу, что вы учитесь в «самом либеральном вузе страны».
Редакция Журнала DOXA