$$$$
Поддержите журнал DOXA
В этом году у нашего журнала серьезные планы по развитию. Пожалуйста, поддержите нашу кампанию по сбору средств для редакции.
Университет
Блоки для чайников
6 причин, по которым введение блокирующих оценок негативно скажется на студентах Вышки
Редакция DOXA
Digital Мясо
Инициативная группа «Блокируем блоки»

Публикация: 29/11/18
30 ноября Ученый совет НИУ ВШЭ проведёт заседание, на котором будет решён вопрос о принятии новой редакции положения о промежуточной аттестации, которой уже более полугода будоражит университет. Новая редакция положения предполагает введение блокирующих оценок [1], а также нелинейных формул расчёта оценок за курс [2]. При рассмотрении положения в июне администрация столкнулась с сильным протестом со стороны студенческого сообщества (петиция против введения блокирующих набрала более 2200 подписей), и положение было отправлено на доработку. Однако спустя почти полгода положение практически в том же виде было одобрено на встрече ректората и направлено на рассмотрение в Ученый Совет. Редакция DOXA, совместно с Digital Мясом и представителями инициативной группы «Блокируем Блоки», составила список причин, по которым введение блокирующих оценок и нелинейных формул негативно скажется на образовательном процессе в Вышке.

[1] Введение блокирующих элементов, т.е. можно получить неудовлетворительную оценку за курс при высокой накопленной и неудовлетворительной оценке за экзамен или другую форму контроля.

Пример: если на курсе есть блокирующая контрольная, которая весит 0.05 от итога, то если вы пишете её менее, чем на 4 балла, то получаете академическую задолженность и отправляетесь на пересдачу, хотя даже получив за неё «десятку», вы получите в итоге лишь 0.5 из 10 баллов.

[2] Введение нелинейных формул, т.е. формул, принимающих иные формы, нежели сумма оценок с какими-то весами.

Пример: вас оценивают по трём эссе. За эссе А вы получили 5, за Б — 6, а за В — 10. Если раньше нужно было эти эссе взвесить, то теперь возможны различные нелинейные выражения: Оценка=min{А;Б;В} (тогда в итог идёт 5).


1. Станет больше незачетов, а с ними меньше возможностей для скидок, перехода на бюджет и получения стипендий.
Незачей точно станет больше. К уже существующей массе, формируемой засчёт итоговых оценок ниже 4, добавятся незачи из-за заваленных блокирующих форм контроля. Рост числа незачей будет означать сокращение возможностей для подтверждения скидки на обучение, перехода на бюджет, а также для получения разного рода стипендий.

Будет больше отчислений.
Все мы знаем, что в Вышке автоматически отчисляют после трёх незачей. Студенты, которые висели «на волоске» из-за двух незачей при новом положении имеют все шансы получить вдобавок к ним незач за какой-нибудь элемент контроля и вылететь.
2. Блокирующие сильно увеличат нагрузку при подготовке к экзаменам, никак не отражаясь на качестве образования.
Блокирующие оценки понизят предсказуемость учебного процесса и гибкость подготовки к сессии. В Вышке присутствует 4 сессионных периода, и при этом возможна ситуация, когда 5 экзаменов проходят на одной неделе. Раньше это положение частично компенсировалось тем, что можно было сконцентрироваться на подготовке к более сложным экзаменам, рассчитывая на накопленную по другим предметам. Теперь ситуация для студентов усложняется в разы.

Блокирующие могут неожиданно возникать в ходе работы. На многих курсах имеются проблемы с учебными планами дисциплин — они могут вовсе отсутствовать, либо не являться актуальными. Таким образом, блокирующие элементы могут произвольно возникать в любой момент и распространяться на любые формы контроля по курсу (домашние задания, модульные работы, не на только экзамены).

Пересдачи блокирующих элементов приведут к тому, что весь учебный год будет заполнен пересдачами.
Пересдачи блокирующих элементов заполнят целые модули, а также сессионные недели. Каждая пересдача требует выполнения бумажной работы для преподавателей и учебных офисов, выделение времени и прочего. Скорее всего, нарушения этих аспектов будут многочисленными и на них будут закрывать глаза
3. Блокирующие оценки усугубляют риски, связанные с субъективным оцениванием и конфликтами студентов и преподавателей.
Довольно распространены ситуации, когда преподаватель на экзаменах ставит оценку не за ответ, а в рамках своего «общего впечатления» о студенте. Надо понимать, что в некоторых случаях субъективное оценивание неизбежно — творческие работы, устные экзамены. Тем не менее максимально прозрачные критерии для проверки знаний студентов — в интересах всех участников образовательного процесса.

Администрация предлагает возможность сделать некоторые формы контроля особенно важными, то есть увеличить роль субъективной оценки знаний студентов, но при этом не предлагает никакого обоснования подобного решения, а также не регламентирует формы контроля знаний студентов.
4. Блокирующие оценки не имеют отношения к улучшению качества образования; не исключено, что они могут привести к его ухудшению.
Блокирующие оценки нивелируют преимущества накопленной оценки. Блокирующие оценки, если будут вводиться повсеместно, изменят структуру стимулов при прохождении курса, сдвинув основную активность в пользу выполнения «обязательных» элементов, а не постоянной активности, ради которой и задумалась система накопленных оценок и которой Вышка так гордится.

Главным стимулом нововведений является повышение сложности образования, а не его качества.
В риторике за введение блокирующих администрация использует классический экономический аргумент про то, что сложность обучения в вузе является фактором, обуславливающим привлекательность кандидата для работодателя. Большой вопрос, какой ценой мы получаем эти воображаемые нули к будущей заработной плате? Этот год стал отправной точкой для дискуссии вокруг ментального здоровья в стенах университета. При прочих равных, с точки зрения качества образования, администрация не предлагает повысить квалификацию преподавателей или изменить требования к учебным программам — мы получим только больше студентов с более глубокими психологическими проблемами.
5. Положения систематически нарушаются уже сейчас — почему это должно будет прекратиться впоследствии?
Нормы, отражённые в положениях Вышки, призваны упростить жизнь студентов и преподавателей, упорядочить их взаимоотношения, позволяя избегать конфликтов в связи с оценками за курсы. Тем не менее на многих образовательных программах преподаватели не успевают следить за актуальными нормами выставления оценок и формулирования программы учебной дисциплины, что приводит к полной непрозрачности данного процесса для студентов. Студентам нужно выбирать, доверять официальному документу о курсе (если он существует) или преподавателю?

Администрация гарантирует принятие новых норм, чтобы «смягчить удар» от введения блокирующих элементов и исключить возможность злоупотреблений. Однако где гарантии того, что они будут выполняться? В текущем виде введение блокирующих и нелинейных оценок выглядит как попытка легализовать те нарушения, которые существуют сейчас.
6. Интересы и позиция студентов игнорировались при рассмотрении и принятии Положения.
На одних факультетах представители администрации вступили в контакт со студентами, на других — нет. На какие-то факультеты проректор Рощин пришёл обсуждать положение со студентами (на встречах, которые официально не значились, как обсуждать изменения в положении), а куда-то не успел. Каждый раз это были обсуждения готового текста, который нельзя было пересмотреть в принципиальном моменте: вводить блокирующие и нелинейки или нет. Даже крайне осторожные правки Студсовета не нашли должного отражения в финальном тексте, вынесенном на Учёный совет.
Мы говорим об этом сейчас, потому что администрация не предприняла усилий для того, чтобы решения, которые затронут каждого, учитывали интересы всех участников образовательного процесса и основывались на высказанных ими аргументах.

Мы считаем, что подобные радикальные изменения образовательного процесса не могут приниматься с пренебрежением к позиции и мнению студентов. 30 ноября мы будем активно наблюдать за решением Ученого Совета, к чему призываем всех вас. Инициативная группа «Блокируем Блоки»

Редакция журнала DOXA
Редакция Digital Мяса

Cледите за протестом против введения блокирующих оценок и нелинейных формул:

30 ноября на Мясницкой
— В канале «Блокируем блоки» и чате.
Что писали про блокирующие оценки раньше:

  • Результаты исследования Комитета по качеству образования.

  • Заключение Комитета по качеству образования (Дмитрия Ефимова) — официальная позиция Студенческого совета НИУ ВШЭ.

  • Впечатление представителей инициативной группы БАНДИТ от встречи по блокирующим на ФГН. (Обратите внимание на дискуссию Дмитрия Ефимова и Даниила Фёдоровых в комментариях!)

  • Пост Ивана Чернявского в июне — первый пример обсуждения в публичном поле.

  • Июньский пост Комитета по качеству образования про блокирующие оценки и нелинейные формулы.

  • Петиция студентов Вышки против проведения реформы оценивания (2 тысячи подписавшихся).