Университет
Преподаватель Вышки Сергей Володин домогался* своих студенток
Почему об этом никто не говорит, а Володина номинируют на «Золотую Вышку»?
Редакционная колонка
Публикация: 23/11/2018
История о том, что преподаватель Факультета экономических наук ВШЭ Сергей Володин встречается со своей студенткой, уже известна почти всем студентам Факультета и многим другим студентам Вышки. Это, тем не менее, не помешало Володину не просто продолжить преподавательскую деятельность, но и получить номинацию на внутриуниверситетскую премию "Золотая Вышка". В нашей колонке мы задаёмся вопросом о том, как это стало возможным, и у нас нет простых ответов.
*Домогательство — настойчивое стремление получить чего-н., добиться своего. Например, «назойливые домогательства». (Толковый словарь Ожегова)
UPD от 22:32 23.11.18:

Сергей Володин в ответ на запрос комментария потребовал указать имена наших информантов, а затем и имена редакторов журнала, ответственных за публикацию.


«[Публикация] содержит откровенно порочащие сведения в мой адрес, большое количество несостыковок и нелепых обвинений, без имен, фамилий и каких-либо фактов. В ближайшее время я поговорю с руководством ВУЗа о том, чтобы виновные в создании данной публикации понесли ответственность.

Если вы уберете эту публикацию, то будем считать это за неприятное недоразумение и необдуманный поступок, тогда дальше дело не пойдет. Либо будем решать вопрос на высшем уровне и добиваться отчисления студентов, которые принимали отношение к данной публикации, т.к. такого больше повторяться не должно», — отметил Володин.

Кроме того он указал имя незнакомой редакции студентки и отметил: «По поводу причастности [N] к данной публикации мне уже сообщили, хотелось бы понять, замешан ли в этом кто-то еще. Если [N] не пугает разбор данной ситуации с руководством ВУЗа — можете оставить все как есть».
Сергей Володин начал работать в Вышке девять лет назад, в 2009 году. На сегодняшний день он преподает четыре курса по финансовым рынкам студентам бакалавриата и магистратуры Факультета экономических наук (ФЭН). Педагогические достижения Володина действительно впечатляют: в этом году инициативная группа из почти сорока студентов ФЭН выдвинула его на премию «Золотая Вышка» в номинации «Успех педагога».

Номинацию мотивируют «интересными лекциями, которые очень помогают в дальнейшем трудоустройстве в финансовой сфере, яркие и крайне эмоциональные семинары» и, главное, «любовь к своему делу». На сайте премии к заявке Володина оставлено 70 (!) комментариев, где студенты отмечают среди преимуществ преподавателя «интересную и комплексную подачу», а также «возможность живого общения».

Отношения Сергея Володина со своей студенткой скрыты от глаз посетителей страницы премии «Золотая Вышка», но прекрасно известны абсолютному большинству студентов экономического факультета. Судя по всему, об этом и раньше знали многие студенты ФЭН, но триггером стало выдвижение Володина на премию, а точнее: рассылка с агитацией за Володина по корпоративным почтам студентов, инициированная упомянутой студенткой. Реакция не заставила себя ждать:
Скриншоты переписки обошли не один десяток вышкинских чатов и сопровождались совместными фотографиями Володина и студентки
Как можно заметить, участников переписки больше всего смущает не столько характер отношений Володина и студентки, сколько их нарочитая открытость. Что примечательно, они критикуют поведение своей коллеги, состоящей в отношениях с преподавателем, а не поведение самого Володина. Но есть и другие истории, которые находятся не на поверхности, как, например, у двух бывших студенток Володина, одна из которых согласилась поговорить с нами на условиях анонимности.

***
Преподаватель похвалил студентку за интерес к предмету и предложил стать его ассистенткой [на второй неделе курса], в связи с чем попросил её номер телефона.
«Стал звонить и звать на какие-то встречи, обычно вне Вышки, под предлогом того, что нужно обсудить курсовую и лекции. Мы сидели в ресторанах, он пытался кормить меня с руки, я отказывалась ото всего, чтобы ничего не быть ему должной, уходила звонить и убегала. Прислал СМС: „Спасибо за вечер с тобой"».

«Было очень некомфортно, так как он вроде как преподаватель, и ты не можешь отказаться, ты должен сидеть и слушать по три часа про его жизнь, семью, хобби».

«Безумно напрягало. Вроде ты понимаешь, что всё идет не так, как нужно, но ты должен против своей воли и желания соглашаться приехать и сказать ничего никому не можешь, так как прямых реплик сексуального или романтического характера с его стороны вроде нет».

«Я начала избегать его в коридорах. Встретить его в коридоре — это всё, на полчаса значит».

«Я думала над тем, чтобы нажать красную кнопку, обсуждала с друзьями и решила, что это будет неэффективно, что мне ответят „Ну и что, что вы этим хотите сказать?" , а мне еще этот курс как-то сдавать потом».

«Мне кажется, сейчас нет понимания, что подобные ситуации могут происходить и происходят и что это является проблемой. Несмотря на то, что многие про это знают, эта тема замалчивается и не освещается, потому что в Вышке отсутствуют какие-либо механизмы, которые помогали бы предотвращать или останавливать это».

«Очень бы хотелось, чтобы никто больше не оказывался в таких ситуациях».

(Орфография и пунктуация автора сохранены)
О подобной ситуации с другой бывшей студенткой Володина нам рассказал её однокурсник. Похожая схема: приглашения в кафе, предложения встретиться по академическому поводу (обсудить курсовую или финансовые рынки), но на деле — использовать властное положение в своих интересах.

***
Этот текст дался нам нелегко: круглосуточные обсуждения этичности каждого предложения десятком редакторов, одни комментарии в гугл-доке поверх других. «Можно ли использовать слово „домогательство", если не было прямого физического или сексуального контакта?» (А затем обращение в словарь, к знакомым журналистам и т.д.)

Вся проблематичность этой истории заключается в том, что всем кажется, что здесь не о чем говорить — ровно как и пострадавшей студентке, которая не знает, кому и о чём сообщить, чтобы не поставить себя в уязвимое положение. Но именно это нас больше всего и беспокоит в данной ситуации — истории студенток, к которым проявлял внимание Володин (не будем тешить себя иллюзией, что эти случаи имеют аномальный и исключительный характер), таким образом оказываются невидимыми — о них невозможно говорить, пока витает страх разрушенной репутации, «клеветы» и т.д.

Мы решили, что невозможно и молчать.

Бессмысленно в заключение выносить этические суждения в адрес Володина или даже системы, которая позволяет существовать подобному поведению со стороны преподавателя. Вместо этого мы предлагаем задать друг другу несколько ключевых вопросов:
1
Как возможно, что преподаватель Вышки ведет успешную научную и образовательную деятельность и в то же время пользуется служебным положением, чтобы завязывать неформальные отношения со студентками?

В двух знакомых нам случаях Володин обращался к студенткам с предложениями обсудить их курсовые работы, будучи их научным руководителем и преподавателем.
2
Почему современные российские университеты, и Вышка в частности, не обеспечивают безопасную образовательную среду для студенток?
3
Почему существующие на данный момент инструменты обратной связи, такие как красная кнопка и студенческая оценка преподавателей, бесполезны для решения этой и других проблем?
4
Почему реакция общественности на отношения преподавателя и студентки сводится к виктимблеймингу, и все обвинения студенческого сообщества относятся к поведению девушки, а не к преподавателям университета?
Мы запросили комментарий у Сергея Володина, но на момент публикации материала не получили ответ.
UPD от 22:32 23.11.18:

Сергей Володин в ответ на запрос комментария потребовал указать имена наших информантов, а затем и имена редакторов журнала, ответственных за публикацию.


«[Публикация] содержит откровенно порочащие сведения в мой адрес, большое количество несостыковок и нелепых обвинений, без имен, фамилий и каких-либо фактов. В ближайшее время я поговорю с руководством ВУЗа о том, чтобы виновные в создании данной публикации понесли ответственность.

Если вы уберете эту публикацию, то будем считать это за неприятное недоразумение и необдуманный поступок, тогда дальше дело не пойдет. Либо будем решать вопрос на высшем уровне и добиваться отчисления студентов, которые принимали отношение к данной публикации, т.к. такого больше повторяться не должно», — отметил Володин.

Кроме того он указал имя незнакомой редакции студентки и отметил: «По поводу причастности [N] к данной публикации мне уже сообщили, хотелось бы понять, замешан ли в этом кто-то еще. Если [N] не пугает разбор данной ситуации с руководством ВУЗа — можете оставить все как есть».
Редакция журнала DOXA