Университет
Не геометр да не войдет?
В Школе философии состоялся открытый круглый стол на тему преподавания математики студентам-философам
Автор: Армен Арамян
Фото: Татьяна Левина
Публикация: 06/03/17
В среду, 1 марта, состоялся открытый круглый стол по вопросам преподавания математики философам, который был организован после широкого обсуждения проблем с текущим курсом, связанным с нашей публикацией про самые проблематичные курсы Факультета гуманитарных наук и со встречей между редакцией журнала DOXA, студсовета факультета и преподавательским составом Школы философии.
В обсуждении приняли участие: администрация факультета, преподаватели Школы философии, представители департамента математики факультета экономических наук и другие заинтересованные преподаватели и студенты. В начале встречи были прослушаны сообщения Елены Драгалиной (руководитель бакалавриата Школы философии), Армена Арамяна (главный редактор журнала DOXA, представлял сторону студентов), Владимира Губайловского (заведующий отделом критики и публицистики журнала "Новый мир", выпускник мехмата МГУ, автор статей "Как не надо преподавать математику философам" и "Студенты-философы против математики"), Александра Костинского (заместитель декана факультета физики), Фуада Алескерова (руководитель департамента математики факультета экономических наук) и Андрея Субочева (доцент департамента математики). Модератором выступила Дарья Дроздова (преподаватель Школы философии).

С самого начала все стороны согласились, что с курсом в текущем его виде существует множество проблем, в том числе и технического характера (на протяжении нескольких лет время на его прохождение сокращалось при сохранении прежнего объема материала). Материал, который студенты проходили на протяжении курса, многие участники встречи признали неактуальным для философского образования (кроме представителей департамента математики, которые указали, что не понимают, какое математическое образование требуется философам).
В ходе обсуждения сформировались три основные позиции.

Первая позиция, которую выразили студенты, заключается в том, чтобы избавить курс от материала, нерелевантного для философской программы. Студенты отметили, что материал, проходимый в рамках курса "Математика", никак не согласуется с другими курсами (включая курс по логике, который на первом курсе начинается одновременно с курсом по математике). На текущий момент имеет место ситуация, когда у курса по математике единственная функция – случайный отсев первокурсников (в этом году на первую пересдачу попала половина курса, из которых как минимум 7 студентам пришлось отказаться от дальнейшего обучения). Весь математический материал, необходимый на курсах по логике, гипотетически можно дать на вводных занятиях по логике (по сути сейчас так и происходит, как признают преподаватели этого предмета). Кроме того, когда используют аргументы, что математика присутствует в учебном плане для "общего развития", во-первых, не учитывают программу курса, никак не ориентированную на общую историю/теорию математики, а только на решение прикладных задач, значение которых никак не поясняется, во-вторых, игнорируют, что в учебном плане философов отсутствуют многие другие предметы, которые могли бы пригодиться для "общего развития".
Вторая позиция была выражена преподавателями Школы философии. Они согласились со студентами в том, что существующая программа не является актуальной для студентов-философов. Преподаватели предложили изменить программу, сделать в ней больший уклон в историю и теорию математики и другие темы, более актуальные для философов (например теория множеств и т.д.). Виталий Долгоруков (преподаватель курса "Логики" в Школе философии) рассказал о темах, которые изучаются на курсах математики на философских факультетах западных вузов, где также упор делается в большей степени на теорию и на значение для философской мысли, нежели чем на решение прикладных задач.

Специально приглашенный гость – Владимир Губайловский – отметил, что не надо учить студентов "умножать в столбик" – нужно заниматься с ними задачами, во-первых, актуальными, во-вторых, интересными для обеих сторон. Владимир отметил большое количество точек пересечения между математикой и философией и выразил недовольство тем, что современная методика преподавания этого предмета отталкивает от него студентов-философов. Александр Костинский отметил, что количество задач можно сократить до одной-двух, потому что никакую математическую базу в столь короткие сроки дать нельзя. Ключевой целью курса должно стать знакомство студентов с математическим мышлением, которое невозможно без активного интереса самих студентов.
Третья позиция была выражена представителями Департамента математики. Они посчитали, что в сущности курс менять не нужно. Фуад Алескеров отметил только техническую проблему, связанную с сокращением времени на курс при сохранении прежней программы. Также была принята идея изменить порядок прохождения тем на курсе – сначала давать темы, которые не требуют специальных математических знаний, вроде теории множеств, а потом переходить к более сложным. В целом, представители департамента сошлись на точке зрения, что философам нужно преподавать "математику как математикам", что математическая "база" тут просто необходима.

По итогам дискуссии стороны не пришли к общему решению, но было сделано предложение составить рабочую группу для более подробного обсуждения этой проблемы и создания новой программы.