университет
Зачем выбирать майноры ФГН?
О всех майнорах гуманитарного факультета в одном материале
Автор: Евгений Лапин
Публикация: 18/03/17
Гуманитарные науки бывают часто недооценены из-за невозможности применить их в жизни и в карьерном развитии. Корреспондент DOXA поговорил с преподавателями Факультета гуманитарных наук, чтобы выяснить, почему стоит записаться на майноры ФГН.
Дмитрий Носов
первый заместитель декана Факультета гуманитарных наук
— Высшая школа экономики уже не первый год реализует систему майноров, адресованную всем студентам университета. Идея, как известно, состоит в том, чтобы дать студенту возможность прослушать курсы, связанные в единое целое в какой-то области, напрямую не соотносящейся с его основной специализацией, идея как бы второго образования, второй специальности. Прохождение курсов альтернативных основной профессии, но в то же время ей комплементарных, позволяет повысить свою привлекательность на рынке труда. Однако мы с вами прекрасно понимаем, что современный рынок труда вещь невероятно подвижная и изменчивая, и поэтому студент первого курса бакалавриата, выбирая себе майнор, вовсе не может представлять себе каким будет рынок труда, когда он туда выйдет, особенно если этот человек после бакалавриата еще поступит в магистратуру.

Мы предлагаем те знания, которые повышают общий уровень грамотности, образованности человека, повышают его самосознание.
И мы оказываемся в ситуации, когда бакалавриат призван дать студенту тот фундамент, на который он потом в магистратуре будет надстраивать свою профессию, получая более узкоспециализированные знания и навыки. И в этом плане майнор дает огромный простор для выбора такого образования: получения тех знаний, которое повысит вашу готовность в дальнейшем продолжить обучение и усилить эти скиллы в магистратуре. Именно поэтому майноры, реализуемые Факультетом гуманитарных наук лучше всего соотносятся с идей широкого образования. И мы как раз предлагаем те знания, которые повышают общий уровень грамотности, образованности человека, повышают его самосознание.

Михаил Давыдов
профессор Школы исторических наук
— Майнор школы исторических наук как минимум серьезно расширит ваш кругозор. И хотелось бы сказать вот что: мысль о том, что сегодня вытекает вчера, и даже позавчера, что настоящее – это продукт прошлого так же банальна, как и большинство жизненных истин. Однако осознать её во всей глубине, а без этого сложно претендовать на адекватное восприятие окружающего мира, можно только изучая историю. Наш майнор поможет увидеть вам, что история — это отнюдь не абстрактное отвлечённое знание.
Наш майнор поможет увидеть вам, что история — это отнюдь не абстрактное отвлечённое знание.
Объектами нашего внимания в курсе «История России в именах и судьбах» станут люди, персонифицирующие целые эпохи: Иван Грозный и Иосиф Сталин, Петр I и Владимир Ленин; выдающиеся реформаторы: Михаил Сперанский, Сергей Витте, Пётр Столыпин; выдающиеся полководцы: Александр Суворов, Алексей Ермолов, Михаил Воронцов, Георгий Жуков и целый ряд других выдающихся фигур. Ведь еще со времён Плутарха известно, что изучать жизнеописания выдающихся людей очень полезно.

Курс поможет студентам лучше представить диапазон ответов на некоторые вопросы, которые очень важны для мировосприятия в принципе. Например: Какова мера влияния исторической личности?, Почему недопустимо оценивать деятелей прошлого исходя из норм и представлений нашего времени?, Существует ли суд истории?, Что необходимо человеку для того, чтобы встать над судьбой, предопределяемой рождением и воспитанием? Всегда ли это возможно?, Чем отличаются поротые поколения русских дворян от не поротых поколений русских дворян, из которых и вышли декабристы?, Почему начавшаяся при Хрущеве десталинизация была прекращена при Брежневе, и пока у власти оставалось Брежневское политбюро, новая десталинизация была невозможна?

Второй курс – «Европа столиц: искусство Нового времени». С XVII века центрами Европейского искусства становятся столицы: Мадрид, Рим, Париж, Амстердам, Лондон. Тенденция к концентрации художественных сил в некоторых центрах продолжается и в XVIII веке, когда к перечисленным городам добавляется Санкт-Петербург. XVII- XVIII – это время становления национальных Европейских культур. Следы этого процесса мы видим до сих пор в культурном облике Европы. Прослушивая этот курс, вы как минимум будете приезжать в эти столицы в гораздо более весомом интеллектуальном статусе, нежели статус обычного туриста с путеводителем.

Следующий курс, подготовленный нашей школой называется «История XX века». XX век – несомненно самый трагичный и противоречивый в истории человечества. Это век двух мировых войн, десятков гражданских войн и национальных конфликтов, которые унесли десятки, сотни миллионов людей. Вместе с тем это век глобального изменения жизни человечества буквально во всех сферах от семьи и брака до новейших технологий. В курсе делается акцент на мировую и европейскую историю, и, конечно, на историю нашей страны.
Алексей Рябинин
профессор Школы исторических наук
Не зная прошлого, вы не сможете глубоко анализировать сегодня.
— И еще один наш курс: «Восток и запад: драмы двух путей». В чём сходства и в чём отличия Востока и Запада? Почему мы интуитивно, но безошибочно можем отличить страны, которые относятся к Востоку, и те страны, которые относятся Западу? Только ли в этом виноват географический фактор или этому есть какие-то другие объяснения? В ходе нашего курса мы постараемся выделить из археологического времени Древний Восток, а затем, отпочковавшийся от него Античный Запад. Почему именно на западе стало возможным появление самоуправляющихся полисов, роскоши феодализма, индивидуализма, капитализма, наконец, современного государства, представляющего власть народа? Почему рафинированная культура элитарного Востока так и не смогла трансформировать традиционные восточные общества в общества модернистские? Почему Восток не смог без помощи запада перейти к современному буржуазному обществу? Каковы факторы, определившие это отставание? Какова роль кочевников, кровавых междоусобных и межгосударственных войн, запредельного уровня насилия в консервации деспотической власти и стагнации восточного общества? Что такое колониализм? Является колониализм инструментом ограбления или механизмом модернизации Востока? Что такое глобализм? Является глобализм приобщением стран Востока хотя бы к части современных ценностей Запада или он является афроазиатизацией современного мира? На это множество вопросов мы и попытаемся ответить в ходе нашего курса.

Мне кажется, что предложенные курсы должны быть интересны для всех, кто интересуется историей, для тех, кто любит анализировать настоящее, потому что, не зная прошлого, вы не сможете глубоко анализировать сегодня. В истории связано всё – от крыла бабочки до фабричной трубы. И филологи, социологи, журналисты, которые плохо ориентируются в истории, безусловно теряют в будущей профессиональной квалификации.

Александр Марей
доцент Школы философии
— Вопросов на которые мы будем отвечать или, точнее, вопросов, которые мы будем задавать вместе с вами в рамках майнора "История правовой и политической мысли" достаточно много. Но из самых основных, из тех, на которых можно остановиться: Что такое государство и всегда ли оно существовало? А можно ли жить без государства? А если можно, то как? Чем республика отличается от государства и почему империя – не государство? И чем модерные империи, то есть империи Европы Нового времени отличаются от своего прообраза – от империи великого Рима. И наконец, мы будем говорить даже о том, кто такой Лорд Варес и чем он принципиально отличается от Нада Старка в Игре престолов? И почему Фродо всё-таки понёс кольцо к Ородруину, хотя не хотел?
В рамках этого майнора представлены курсы, разработанные блестящими специалистами (и я даже не имею в виду себя)...
В рамках этого майнора представлены курсы, разработанные блестящими специалистами (и я даже не имею в виду себя): Кирилл Андреевич Соловьев, который расскажет про историю российской политической и общественной мысли с XVII до XX века. Дмитрий Юрьевич Полдников – один из лучших специалистов по рецепции Римского права в современной России – расскажет про формирование Римской правовой школы и её заимствования в Средние Века. А мы с Александром Владимировичем Павловым проводим вас через эту длинную историю представлений о власти и могуществе с одной стороны и должном, справедливом, правильном с другой стороны. Это будет интересно.
— Цикл курсов «Философия» скорее адресован тем, кто на первом курсе уже прослушал дисциплину общего цикла Философия, увидел в ней что-то для себя интересное и решил познакомиться с ней более тесно. В ходе обучения будут затронуты темы культуры мышления, логики, стратегий аргументации. Также будет рассмотрено, какие есть возможности выявлять и вылавливать ошибки в речах ваших оппонентов, видеть, где вас пытаются ввести в заблуждение, где вас водят за нос.

Дмитрий Носов
Первый заместитель декана Факультета гуманитарных наук
— Школа филологии предлагает майнор, который по своему направлению скорее лингвистический, нежели сугубо филологический. Мы с вами прекрасно понимаем, что есть возможность буквально несколькими фразами, коротким рассказом добиться нужного воздействия на другого человека, произвести должный эффект, пройти тест свой-чужой. В конце концов, мы все прекрасно понимаем, что есть такой жанр рассказа, как анекдот. И мы понимаем, что анекдот привязан по времени, той или иной культуре или даже субкультуре. С помощью вот такого рассказа-маркёра мы можем показать людям, «Да, я свой в вашем кругу», показать и произвести нужное впечатление, суметь добиться необходимого тебе коммуникативного эффекта во взаимодействии с другими людьми.

Дмитрий Носов
Первый заместитель декана Факультета гуманитарных наук
— Уже не первый год огромным успехом пользуется майнор, подготовленный Школой культурологии. Цикл курсов затрагивает не столько теоретические проблемы, сколько практики современной культуры. Выбирая эти дисциплины, студенты научатся понимать тот мир, в котором мы находимся, в котором мы живём, те феномены окружающего нас социума, которые воздействуют на нас в ежедневном режиме через призму культуры.

Дмитрий Носов
Первый заместитель декана Факультета гуманитарных наук
— К историческим курсам примыкает и цикл «История философии», который, наверное, самый широкий в этом плане. Он показывает тем, кто на него придёт, как менялись представления человека об устройстве мира, о своём месте в этом мире, о предназначении человека. История философии, помимо того, что даёт широкие знания о прошлом человечества, о мыслителях прошлого, учит нас не изобретать велосипед, и пользоваться теми велосипедами, которые уже изобретены великими умами прошлого, а также не совершать те ошибки, которые этими же великие умами в прошлом уже были совершены. Человечество уже набило себе какие-то, и вовсе необязательно нам повторять эти ошибки и наступать на те же грабли. В этом плане цикл будет чрезвычайно полезен и увлекателен.

Дмитрий Носов
Первый заместитель декана Факультета гуманитарных наук
— Есть и такие майноры, которые, хотя и организованы нашим Факультетом, являются не менее практическими, чем майноры Факультета экономики или менеджмента. Данный майнор заточен на отработку того, что в современном языке называется, soft skills: способности работать и применять свои способности максимально эффективно. В цикле будут рассмотрены стратегии поведения и стратегии взаимодействия с другими людьми помогут вам добиться наибольшего успеха в дальнейшем на рынке труда.

Дмитрий Носов
Первый заместитель декана Факультета гуманитарных наук