Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
 
Армяне и азербайджанцы спустя два года после войны
Как Вторая карабахская война изменила жизни армян_ок и азербайджан_ок
Авторы: арсен с, Cavid Ağa
Редакторка: Екатерина Мартынова
Обложка: Sandy
Публикация: 27 сентября 2022
Дикслеймер: армянская и азербайджанская части текста были написаны независимо друг от друга, каждый из авторов причастен исключительно к своей части текста.
Осенью 2020 года, пока весь мир был занят президентскими выборами в США и выявлением очередного ковидного штамма, Южный Кавказ на шесть недель превратился в полигон. 27 сентября Минобороны Азербайджана обвинило Армению в «масштабных провокациях и обстрелах населённых пунктов» и объявило об «ответных мерах с целью пресечения провокации». После 44 дней войны Армения и Азербайджан в итоге договорились о прекращении огня при посредничестве России.

Неизбирательные бомбардировки, пытки и убийства мирных житель_ниц и военнопленных, вынужденное переселение — всё это не могло не отразиться на обществах Армении и Азербайджана.

DOXA рассказывает о метаморфозах, которые переживают страны-участницы войны на протяжении двух «послевоенных» лет.
Из-за чего воюют в Нагорном Карабахе?
Карабахский конфликт — это первый этнический конфликт, произошедший на территории Советского Союза. Он начался в 1988 году, когда армяне Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) захотели выйти из состава Азербайджана и присоединиться к Армянской ССР. С тех пор конфликт сопровождается вооружёнными столкновениями, которые уже трижды перетекали в полноценную войну.

В 1992 году началась Первая карабахская война. Тогда погибли более тридцати тысяч человек, около полумиллиона этнических азербайджан_ок были вынуждены бежать с территории НКАО и семи прилегающих районов, над которыми ВС Армении установили контроль.

Война продолжалась до лета 1994-го, когда после полугода ожесточенных боёв было достигнуто соглашение и под контроль армянской армии перешло чуть больше десятой части международно признанной территории Азербайджана.

В 2016 году, через двадцать лет после первой войны, началась Апрельская война, которая продлилась четыре дня. По её итогам Азербайджан занял несколько квадратных километров территорий и стратегически важные высоты. Вторая карабахская война — самая серьёзная эскалация со времён Первой Карабахской — началась 27 сентября 2020 года.

Полтора месяца продолжались интенсивные военные столкновения. По новой, словно тридцать лет назад, армян_ки и азербайджан_ки пережили войну. Жители вспомнили о бомбоубежищах, гуманитарных коридорах и беженстве, а также узнали что-то совсем новое — байрактары. Именно они стали ключевым оружием для победы Азербайджана.
Как «закончилась» война в Карабахе
10 ноября 2020 года Армения, Азербайджан и Россия подписали трёхстороннее соглашение о прекращении огня. Согласно ему, под контроль Азербайджана перешли семь районов вокруг территории НКАО, а также северные территории Республики Арцах и города Гадру́т и Шуши́. С тех пор единственной связью между Республикой Арцах и Арменией остаётся Лачинский коридор, в августе этого года он перешёл под контроль ВС Азербайджана.

В результате войны, по разным данным, погибло от 7 до 15 тысяч военнослужащих. Сотни мирных житель_ниц пропали без вести и до сих пор не найдены, десятки тысяч армян_ок стали бежен_ками.

На данный момент линия соприкосновения между Азербайджаном и частью Нагорного Карабаха, контролируемой Республикой Арцах (называемой азербайджанской стороной «зоной временной ответственности российских миротворцев»), остается напряженной. Спустя два года после войны угроза возобновления военных действий никуда не пропала.

С момента подписания соглашения множество азербайджанских политиков высказывались об окончании конфликта. Ильхам Алиев, президент Азербайджана, выступил на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где заявил, что карабахский конфликт урегулирован, а Азербайджан восстановил территориальную целостность. Перед объявлением деталей соглашения Алиев выступил с обращением, в котором подчеркнул: подписанное трехстороннее соглашение станет последней точкой в деле решения армяно-азербайджанского вопроса. Однако до сих пор остаётся загадкой, что значило это утверждение — граница между странами до сих пор закрыта, а эскалации никогда не прекращались.
Мы празднуем — мы протестуем
Сразу после подписания трёхстороннего соглашения сотни протестующих ворвались в здание правительства Армении — они требовали аннулировать договор о прекращении огня и отстранить от должности премьер-министра Никола Пашиняна. Несколько месяцев протесты не утихали.

В апреле 2021 года Пашинян заявил об отставке и о внеочередных парламентских выборах, которые прошли 20 июня. По их результатам партия «Гражданский договор» набрала 54 процента голосов, а Никол Пашинян, глава партии, сохранил пост премьер-министра.

Азербайджан в это время праздновал победу в войне. 10 ноября 2020 года на улицы городов вышли десятки тысяч человек. Отчасти азербайджанская общественность была огорчена вмешательством России и возмущена тем, что две тысячи российских военных останутся в регионе. Однако в целом азербайджан_ки были рады окончанию войны и возможности для бежен_ок Первой карабахской вернуться в родные места.
Спустя два года улицы Баку по-прежнему полны победной эйфории. По сравнению с независимой политической деятельностью, существовавшей до войны, любое организованное политическое движение сейчас потерпело бы крах. Если в 2020 году Азербайджан был на 146 месте по индексу демократии, то в следующем году — уже на 193. Ильхам Алиев вышел из-под тени отца◻️ и избавился от оппозиции. Власть добилась невиданной устойчивости за счёт карабахского конфликта.

Власти Армении, несмотря на непопулярность трёхстороннего соглашения, сохраняют свои позиции. Блокада площади Франции в Ереване и многочисленные митинги не помогли армянской оппозиции добиться большого успеха. Однако после каждой эскалации доверие к Пашиняну, как и его рейтинг, постоянно снижается.
Рельсы посттравмы
В Азербайджане после окончания Второй карабахской понятие ветеранства было изобретено заново. Правительство учредило фонд YAŞAT (Фонд поддержки семей раненых и шахидов в связи с защитой территориальной целостности Азербайджанской Республики) для выплаты компенсаций семьям участни_ц войны. Несмотря на это, многим ветеранам власти отказывают в присвоении статуса инвалидности и не признают социально-экономические трудности, с которыми они сталкиваются. Волонтёр_ки в социальных сетях организовывают кампании по сбору средств на медицинскую помощь и другие нужды ветеранов войны. Для многих азербайджан_ок это ставит под сомнение эффективность мер социальной поддержки от государства и показывает критическую разницу между депутатской и ветеранской страховкой.

Ещё одной проблемой как азербайджанских, так и армянских военных является ПТСР◻️. В азербайджанском обществе это табуированная тема. Её кульминацией стало самосожжение Эльвина Джафарова перед зданием местного муниципалитета 10 июля 2022 года. Более 50 азербайджанских военных, участвовавших во Второй карабахской, совершили попытку самоубийства. По словам Азада Исазаде, психолога, работавшего в лагерях для бежен_ок во время Первой карабахской войны, в Азербайджане не хватает специалистов, способных помочь страдающим от ПТСР.

Похожая ситуация сложилась и среди армянских ветеранов. Попытки самоубийства, недостаток ресурсов — до сих пор, несмотря на десятки лет войны, не выстроена четкая система психологической поддержки. По словам психолога Айка Хачикяна, даже те армянские солдаты, которые не были на войне, а только проходили срочную службу, возвращаются в шоковом состоянии, с ментальными проблемами и трудностями социальной адаптации.
Более 50 азербайджанских военных, участвовавших во Второй карабахской, совершили попытку самоубийства.

Жизнь изменилась и для живущих в зонах боевых действий. Житель_ницы Тертерского района Азербайджана во время Второй карабахской рассказывали, что живут в условиях войны больше 30 лет, однако никогда не переживали обстрелы такого масштаба. Местные делятся, что устали жить десятилетиями в страхе и надеются на скорый конец конфликта. С конца войны они жили в относительном мире, так как линия соприкосновения стала намного дальше.

По словам Тарлана Баширова, жителя Тертера, у него «никогда не было такой спокойной жизни». Однако до сих пор он боится стать жертвой мин, оставшихся после обеих карабахских войн. Этот страх небезоснователен: с окончания Второй карабахской по август 2022 года из-за подрыва мин и неразорвавшихся боеприпасов пострадали 102 мирных житель_ницы, для 32 из которых последствия оказались фатальны. Жена Баширова, отказавшаяся назвать свое имя из-за сохраняющихся патриархальных традиций, переживает за детей: «Я знаю, что после войны мы в большей безопасности. И все же я не могу перестать думать о том, что кто-то из моих детей подорвётся на мине. Мы знаем об опасности по личному опыту, но что насчет них?».

После подписания трехстороннего соглашения бежен_ки из Гадрута оказались бездомными — теперь место их жительства находится под контролем другой страны. Некоторые из них оказались бежен_ками в третий раз: впервые — во время армянских погромов в Сумгаите и Баку, а потом во время карабахских войн.
«Я знаю, что после войны мы в большей безопасности. И все же я не могу перестать думать о том, что кто-то из моих детей подорвётся на мине. Мы знаем об опасности по личному опыту, но что насчет них?».

Бесконечная война
Если для большинства людей война остановилась 10 ноября, то кому-то повезло меньше. Арсен Гараханян в сентября 2020 года приехал в Гадрут, чтобы навестить семью. Саша Гараханян, 71-летний отец Арсена, не захотел эвакуироваться, и Арсену пришлось остаться с ним. Когда в Гадрут зашли Азербайджанские войска, Гараханяны оказались в плену. В декабре Сашу и ещё 43 пленных некомбатантов вернули в Ереван. Арсену повезло меньше: с помощью российских миротворцев его тело было найдено зимой 2021 года. По данным медицинской экспертизы, он был убит 15 января.

С момента подписания трёхстороннего соглашения конфликт принимал форму военных столкновений несколько раз: в мае 2021 года, в марте и августе 2022 года, а также 13-14 сентября. За две недели до второй годовщины начала Второй карабахской войны азербайджанские военные вторглись на международно признанную территорию Армении.

Всего за два дня более двадцати населённых пунктов внутри границ Армении подверглись ракетным ударам азербайджанской армии. Гражданские объекты, наряду с военными, подверглись обстрелам ВС Азербайджана. На город Джермук, находящийся в более чем десяти километрах от границы с Азербайджаном, было сброшено более десяти ракетных снарядов.

Во время весенней эскалации выяснилось, что Азербайджан может использовать Республику Арцах в качестве рычага давления на Армению. В начале марта на подконтрольной Азербайджану территории был взорван газопровод, через который газ поставляется в Арцах. На протяжении нескольких недель больше ста тысяч человек мёрзли в своих домах, пока «Азеригаз» не восстановил подачу газа.

Наряду с эскалациями остаётся открытым и вопрос с пленными. 25 мая Никол Пашинян заявил о 39 пленных. Эти же данные подтверждаются и азербайджанской стороной, однако десятки людей, которых Алиев называет «террористами и диверсантами», остаются в плену в Азербайджане. Кроме того, ещё 203 человека считаются пропавшими без вести, минимум 20 из них — мирные житель_ницы.

Через месяц после окончания войны из сел Гадрутского района Хин Тагер и Хцаберд, находившихся под контролем российских миротворцев, были взяты в плен более 70 армянских военных. В начале августа их родственники провели акцию протеста, требуя встречи с премьер-министром Николом Пашиняном. Не получив ответа, они устроили сидячую акцию протеста перед зданием правительства. Армянские военные до сих пор не вернулись домой, а сёла Хин Тагер и Хцаберд перешли под контроль Азербайджана.

Азербайджанское общество пытается оставить войну в прошлом, люди устали от неё и хотят сосредоточиться на восстановлении Карабаха и возвращении азербайджанских бежен_ок Первой карабахской. Многие также недовольны недавним нападением на Армению. Азербайджанское государство могло оправдать Вторую карабахскую родителям павших в ней солдат, но объяснить, за что 13-14 сентября погибли 77 военных — нет.
На протяжении нескольких недель больше ста тысяч человек мёрзли в своих домах, пока «Азеригаз» не восстановил подачу газа.

Ещё одним поводом для недоумения являются российские миротворцы. Их присутствие в регионе гарантировано минимум до 2025 года с возможностью продления на пятилетние периоды◻️. Проблема заключается в том, что нет никаких документов, определяющих конкретные цели, задачи и обязанности миротворцев. Такое положение даёт им привилегию никак не реагировать на эскалации, а российская имперская власть приобретает рычаг давления на регион.

Между тем война между Украиной и Россией повлияла на экономическую ситуацию и в Азербайджане. Санкции и эмбарго, наложенные на Россию, невозможность экспорта зерна из Украины привели к тому, что потребительская корзина◻️ в Азербайджане подорожала на 20 процентов. ВВП страны растёт за счёт недавной сделки с Европейским Союзом, согласно которой Азербайджан удвоит поставки газа в течение пяти лет, однако хватит ли этого для контроля роста цен, остается вопросом.

В интервью журналистке Двин Титизян жительница Степанакерта, столицы Республики Арцах, Ирина Сафарян говорит: «Если раньше и был проблеск надежды [на восстановление отношений с Азербайджаном], то эта война просто полностью уничтожила его. Я принимала участие в миротворческих инициативах, встречалась со многими азербайджан_ками. Мы плакали вместе, ссорились и хорошо проводили время вместе. Но каждый раз по возвращении в Азербайджан они удаляли меня из своего списка друзей. Для их окружения я могла быть проблемой».
Одно можно сказать наверняка: война изменила обе страны необъяснимым радикальным образом.

Азербайджан и Армения либо обречены на период «смутного мира», как страны Югославии, либо будут вечными соперниками, как ромуланцы и вулканцы◻️.
Кельбаджарский, Лачинский, Губадлинский, Зангеланский Джебраильский, Физулинский и Лачинский.
Гейдар Алиев, отец Ильхама Алиева, был президентом Азербайджана в 1993-2003 годах. Во время правления Алиева-старшего был сформирован культ личности, возвеличивание Гейдара Алиева после его смерти продолжилось.
Посттравматическое стрессовое расстройство.
Четвёртый пункт трёхстороннего соглашения:

Миротворческий контингент Российской Федерации развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил. Срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации — 5 лет с автоматическим продлением на очередные 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не заявит за 6 месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения.
В потребительску корзину входят мясо, колбасные изделия, рыбные консервы, сметана, сгущенное молоко, сыр, сливочное и растительное масла, яблоки, груши, лимоны, свекла, морковь, картофель, сахар и сахарная пудра, конфеты, кофе и какао-порошок, сок, лимонад, пиво, водка, а также яйца, бананы, клубника, огурцы, помидоры, капуста, лук, чеснок и стручковуая фасоль.
Заклятые враги из вселенной Стартрека.