Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
 
Как опыт беларуских активисто_к помогает антивоенному сопротивлению
Анонимность в сети, релокация и другие советы
Редактор: Джон Локк
Иллюстрации: Vera Koss
Публикация: 4 июля 2022
С начала войны в Украине беларусы активно участвуют в антивоенном движении: от кибератак на беларуские железные дороги до покупки техники для ВСУ и поддержки независимой журналистики. Во многом беларусам помогает опыт массовых протестов в 2020 году — активисты с тех пор привыкли к экстренным перемещениям, дистанционной координации и самопомощи. Мы попросили представителей четырех беларуских организаций поделиться своим опытом и рассказать, как им удалось перестроить работу из-за войны, релоцировать сотрудников и продумать стратегии сопротивления.
Как повысить безопасность и анонимность в сети?

Отвечает объединение хакеров-активистов «КиберПартизаны»

Какие сейчас стратегии работы?

  • Кибератаки на инфраструктуру, которая используется российскими военными. В частности, «КиберПартизаны» блокируют систему автоматики Беларуской железной дороги, из-за чего останавливается перегонка воинских эшелонов с техникой и боеприпасами российских войск;
  • Пробивка подозрительных людей, которые пытаются въехать в Украину, по запросу украинских спецслужб;
  • Помощь беларуским добровольцам, которые хотят присоединиться к полку «Кастуся Калиновского»◻️ в Украине. Активисты проверяют каждого желающего в агентурных сетях и базах данных;
  • Сотрудничество с украинскими хактивистами. Беларуская организация делится с ними полученной информацией и механизмами взлома сетей;
  • Разработка поисковых систем для обработки и слива больших массивов информации.
Как перестроили работу после начала войны?
Конечно, мы начали помогать Украине и беларускому полку, воюющему на территории боевых действий. Стратегически наша цель осталась прежней — освободить Беларусь от диктаторского и террористического режима Лукашенко, но тактически на данный момент мы стараемся делать всё возможное, чтобы Украина победила в войне. У украинцев и беларусов один враг — империалистический режим в России. Без свободной Украины нет шансов и для независимой Беларуси.

Сейчас у нас налажен конвейер по обработке и сливу информации. Наши волонтеры быстро анализируют и сортируют данные, и еще одна группа занимается их публикацией и контентом в соцсетях.

Юлиана, представительница «КиберПартизан»

Что советуют для ведения антивоенного сопротивления?
Мы разработали приложение Partisan-Telegram, с помощью которого можно вести протестную активность анонимно. Партизанский Telegram — на первый взгляд, точно такое же приложение, как и обычный Telegram, но с дополнительными функциями. Он может удалять переписки и чаты, отправлять сообщения родным при задержании, чистить кэш, сохранять каналы без подписки на них и многое другое. Приложение полностью безопасно, все исходники кода есть в открытом доступе.

Также мы советуем не использовать бесплатные боты в Telegram, поскольку почти все они были разработаны российскими компаниями. ФСБ может получить доступ к данным, собранным этими ботами. Мы сами занимаемся разработкой таких программ и готовы проконсультировать активистов: сейчас около 100 беларуских оппозиционных групп пользуются нашими ботами.

Кроме того, всегда рекомендуем использовать инструменты шифрования и защиты в интернете. В нашем канале мы размещаем подробные рекомендации по обеспечению кибербезопасности. Они регулярно обновляются с учетом ситуации и методов, которые используют репрессивные режимы.

Юлиана, представительница «КиберПартизан»

Как релоцировать журналистику за рубеж

Отвечает Беларуская ассоциация журналистов

С чем помогает ассоциация?
  • Релокация преследуемых журналистов в Европу;
  • Мониторинг беларуской правозащитной повестки;
  • Правовые консультации для журналистов;
  • Поддержка корреспондентов в Беларуси и Украине.
Как изменились беларуские медиа после релокации?
Большинство беларуских оппозиционных политиков и общественных деятелей сейчас за рубежом, конечно, это влияет на представление о том, что беларуская журналистика пишет теперь "извне". Но для наших журналистов сейчас стоит задача — следить за повесткой, которая будет интересна людям, которые всё ещё остаются в Беларуси. Многие уехавшие из страны медиа целенаправленно уменьшают количество информации на своих страницах о событиях за рубежом.

Особенно важно стало мониторить фидбэк читателей, чтобы оставаться интересными для целевой аудитории. Сейчас мы заметно меньше получаем информации из Беларуси, потому что большинство оппозиционных СМИ признаны в Беларуси "экстремистскими формированиями": если человек сообщит что-либо такому изданию, он уже может получить до семи лет лишения свободы. Даже подписка на «Радио Свобода» делает тебя экстремистом. В Беларуси силовики выбивают у людей пароли от телефонов с помощью физического насилия, поэтому, скорее всего, в любом случае получат пароли и узнают, на какие каналы подписан человек.

Соответственно, для корреспондентов, которые остались в Беларуси, нет никаких общих правил, чтобы обезопасить себя. Очевидно, что они не могут нигде говорить, что они журналисты и работают на оппозиционное издание, они не могут звонить чиновникам и представляться, потому что тогда им запросто вызовут наряд милиции и передадут силовым органам. Журналисты внутри страны не могут администрировать сайты: если таких людей задержат, это ставит под угрозу всё медиа. Репортёры не могут делать репортажи в местах, где есть видеокамеры. Недавно наш коллега в Беларуси стал фигурантом уголовного дела и попал в СИЗО за то, что снимал репортаж там, где были камеры, и по ним его очень быстро опознали.

Борис Горецкий, заместитель председателя

Беларуской ассоциации журналистов

Советы от беларуских журналистов
Важно поддерживать постоянную коммуникацию с аудиторией: звонить друзьям на родину, делать опросы читателей, оставшихся в стране. Узнавать, что произошло? что для них актуально прямо сейчас? как у них проходит жизнь?

После релокации беларуская рекламная индустрия разрушилась. Конечно, небольшие доходы от рекламы в медиа есть, но это несравнимо с тем, что было до 2020 года, поэтому сейчас все СМИ в поисках доноров и сотрудничеств. В первые годы работы за рубежом серьезная сила, которая может поддерживать редакцию, — это диаспора. Надо обязательно прикинуть географию диаспор в стране, куда перемещается издание. Далее связаться с лидерами диаспор, предложить им свой проект, подумать, что можно делать в партнёрстве? чем медиа было бы полезно и почему диаспора должна поддерживать это издание?

Мы все, независимые медиа и правозащитники, будем и дальше нести потери: становится больше политзаключенных, кто-то из них умирает в тюрьме, кто-то серьёзно болен, кто-то лишается имущества. Будет казаться, что всё плохо и нет смысла идти дальше, что коллег за решеткой с каждым днём всё больше и больше и непонятно, как оттуда их вытянуть. Очевидно, что выживут не все редакции. Это надо трезво понимать и кооперироваться. Кто-то не сможет работать, потому что не хватит ресурсов, но, с другой стороны, есть надежда на то, что люди, с которыми ты прошел задержания, ночи в ОВД и судебные процессы, смогут выдержать и быть рядом и в 2022 году. И наоборот: кто был «серой мышкой», в момент необходимости вдруг проявит себя как классный, ответственный журналист. Многие из нас продолжают работать без выходных сейчас, кто-то ночами дежурит на ленте — это очень серьезный знак качества для всех, кто пройдет нынешние испытания.

Борис Горецкий, заместитель председателя

Беларуской ассоциации журналистов

Где организовать благотворительный сбор?

Отвечает Фонд солидарности BYSOL

Какие сейчас направления работы у BYSOL?
  • Сборы средств для помощи украинским структурам — Первому добровольческому мобильному госпиталю имени Пирогова; волонтёрскому центру HelpKharkiv; благотворительной организации «Восток-СОС»; гуманитарной организации «Волонтерская сотня»; украинкам, пострадавшим от насилия;
  • Поддержка беларуских добровольцев, которые воюют в рядах украинской армии;
  • Также на сайте BYSOL размещены сборы для групп авиаразведки, закупки транспорта для ВСУ и пошива летней формы для бойцов. Любое верифицированное подразделение может обратиться в BYSOL с официальным запросом и разместить свой сбор на сайте.
Как перестроили работу после начала войны?
24 февраля у нас была внеплановая экстренная планерка — по дороге на нее мы понимали, что работы станет больше. Буквально сразу же у нас появился экстренный канал эвакуации, тогда уже было очевидно, что очень многим придётся выезжать с территории боевых действий в Украине, а также из Беларуси и России. В первые дни войны канал работал круглосуточно в авральном режиме: к нам приходили сотни обращений из Украины. До сих пор в канале публикуется много полезной информации об эвакуации, а также работает горячая линия. Также мы начали координировать гуманитарное направление и помощь украинским военным.

Мы закрываем потребности всех наших партнёров благодаря донатам и поддержке. За несколько месяцев войны у нас уже наработалась база поставщиков по всему миру, способов закупки и оплаты средств защиты, шлемов, турникетов и позиций тактической медицины.

Что касается коммуникации внутри команды — после начала войны в Украине мы пересмотрели все протоколы безопасности для сотрудников. В Беларуси мы признаны экстремистской организацией, поэтому на данный момент мы продолжаем свою работу в европейской стране. Также у всех сотрудников есть возможность получить бесплатную психологическую поддержку, потому что мы прекрасно понимаем, насколько стрессово и сложно сейчас работать.

Маша Animia, координатор направления

помощи Украине и «дворовых инициатив» в BYSOL

Что советуют для ведения антивоенного сопротивления?
Сейчас самое важное в существующей ситуации — не забывать, кто наш общий враг, и стараться продолжать деятельность по всем фронтам. Важно, чтобы не останавливалась помощь политическим заключенным в Беларуси, чтобы продолжающиеся репрессии оставались в повестке, потому что количество узников только растет, им и их семьям все также необходима помощь. Важно уделять внимание инициативам, которые помогают с релокацией.

Если вы хотите адресно помогать беженцам сейчас, можно размещать сборы на нашем сайте, чтобы собрать необходимую сумму и провести благотворительную кампанию

Маша Animia, координатор направления

помощи Украине и «дворовых инициатив» в BYSOL

С чем помочь женщинам?

Отвечает GIRLS POWER BELARUS

Как война повлияла на работу?
С территории Беларуси тоже летят бомбы, и наша страна — агрессор, поэтому в начале войны мы написали свой антивоенный манифест.

Спервых дней войны мы присоединились к Феминисткому Антивоенному Сопротивлению. Феминистское сообщество на так называемых постсоветских странах всегда было «на связи». Конкретно мы следили, что делали феминистки из Украины, поэтому, когда поняли, что в стране есть запрос на медикаменты, нам было очень просто связаться с ними и точечно помогать. Сейчас все связи выстраиваются через маленькие чаты и сообщества, любой контакт находится легко, так как женщины как никто понимают, что надо поддерживать подруг.

Конечно, многие активистки и волонтёрки уже находятся на грани выгорания. Нам сложно морально и физически, но мы не отступим и будем продолжать помогать женщинам, делать всё, что можем.
На какие проблемы GIRLS POWER BELARUS советуют обратить внимание?
  • Украинки и беларуски становятся жертвами насилия со стороны российских военных;
  • Усугубилась ситуация с домашним насилием. Марта Чумало, соучредительница некоммерческой организации «Женские перспективы» во Львове, заявила, что война затруднила доступ женщинам к помощи даже в городах, где нет активных боевых действий, так как полицейские управления сконцентрированы на подготовке к возможным нападениям;
  • Украинок обманом пытаются использовать за границей как бесплатных домработниц и нянь. Также активизировались сутенёры, прямо похищающие украинок;
  • С конца февраля в группах во «Вконтакте» появилось больше сотни постов от российских мужчин, предлагающим украинским женщинам «помощь» в обмен на секс, любовь и работу по дому. Такие же «предложения» встречаются и в Европе. Среди объявлений: «Приму беженку с Украины. Молодую, здоровую, красивую, работящую», «Возьму беженку. Полностью обеспечу», «Возьму к себе девочку на постоянное жильё, живу один», «Сдам половину дивана для беженки» или даже «Мне тоже можно беженок?»;
  • На сайте Верховной рады Украины появилась петиция с предложением запретить аборты из-за войны, большого количества беженцев и демографического кризиса последних лет. Авторы петиции считают, что женщины должны «дать шанс нерожденным украинцам стать частью сильного украинского народа».
Полк, сформированный для защиты Украины из беларуских добровольцов. Назван в честь Викентия Калиновского, польского революционера и участника польского восстания 1863 года на территории современных Беларуси и Литвы.
За сотрудничество с "экстремистскими формированиями" сотрудникам беларуских изданий грозит до семи лет лишения свободы.