Мария Лацинская
В Советском Союзе была некая слепота на тему гомосексуальности, особенно женской. Благодаря патриархальной призме всюду были интересные пространства слепоты, и Роднянский даже собирался снимать про такое сериал: про то, как группа гомосексуалов из Германии приехала в СССР. Их приняли за просоциалистов-коммунистов и возили по Москве. Все очень радовались, потому что, блин, классные чуваки, они за коммунизм, а они, оказывается, были немецкими геями-активистами. В Советском Союзе могли какие-то вещи не фиксировать либо относиться к этому так: ну да, у них капиталистический мир, у них свои пороки; так же, как ВИЧ — исключительно проблема капиталистических стран, у нас такого нет, потому что у нас нет «гомосексуалистов». Мы все эти грехи побороли. В капиталистическом обществе так, но поскольку олимпиада, мы всех приглашаем, мы всем рады, просто не надо нам это навязывать. Я думаю, подход скорее такой, будто у нас этого нет, но ради праздника — так уж и быть, мы вас таких странных и греховных примем.
Мария Лацинская
Всегда было базовое знание — у тех кто играет в теннис или как-то его смотрит, — что в нём очень много квир-женщин. Вот так сложилось в баскетболе, в теннисе и женском футболе. Но за теннисом я сама следила и про каждую вторую теннисистку, которая добивается успехов в России, есть куча слухов. Понятно, что я не могу называть какие-то имена, потому что будет звучать, как аутинг (опубличивание принадлежности человека к ЛГБТК+, когда сам он про себя ничего не рассказывал). Но я считаю, что хотя бы треть спортсменок точно принадлежит к ЛГБТК+. И очень классно, что Касаткина нашла силы про это рассказать, потому что очень долго тренеры и чиновники из министерства спорта намекали, что такого быть не может. Это где-то там, на Западе, а у нас не так, у нас вот девочки в теннис играют, а не какой-то хернёй заняты. А тут выходит Касаткина и говорит, что вообще-то мы все разные и да, у неё есть девушка. Я надеюсь, что она подтолкнёт кого-то тоже совершить каминг-аут, потому что не может быть такого, что она одна на всех. Много девчонок, женщин — гомосексуальные, бисексуальные и пансексуальные В женском баскетболе тоже очень много квир-персон. Во-первых, есть абсолютно и объективно открытые, ведь в женском баскетболе очень много иностранок, которых внедряют в российских клубах. Например, в УГМК или в Спарта энд К. было очень много приезжих [спортсменок] из Америки и Европы, и это часто открытые гомосексуальные женщины. Среди россиянок это тоже было, но российские спортсменки из-за массовой гомофобии, из-за закона о пропаганде, из-за разных вообще каких-то причин находятся, как правило, в шкафу. Хотя были и случаи романов американских спортсменок с россиянками.
Мария Лацинская
Я помню, с иностранными спортсмен_ками приезжали открытые гомосексуальные партнеры, друзья. Они даже комментировали закон, потому что тогда ещё свежие раны болели. Как я видела, в государственных СМИ это либо замалчивалось, либо об этом писалось в не очень корректных формулировках: естественно, использовалось «гомосексуалист», это высмеивалось. В то же время всегда между строк или даже напрямую читалось, что это они вон там, на Западе, ничего не понимают, а у нас закон вообще направлен только на детей. Делайте, что хотите, только детей не трогайте и не втягивайте. То есть эта риторика буквально законом началась. И в олимпиаду это было очень видно, потому что ориентация, к примеру, американских спортсменов, фигуристов и сноубордистов просто замалчивалась, даже если человек шёл на вручение со своим партнёром. Российская государственная пресса не замечала, а твиттер каких-нибудь пропагандистов, конечно, исходился на говно из серии «пидор», «в жопу долбятся», вот это всё. «Ну да, золото, конечно, взял, но мы все знаем, что он не мужик всё равно». Всю олимпиаду, вот эти две недели, сколько она идёт, я постоянно видела про каких-то американских открытых спортсменов оскорбления, при этом они всё равно делали публичные заявления, говорили про закон о гей-пропаганде, говорили про ЛГБТ-людей в России, про наши права. И это же ещё началось до самой олимпиады, когда были последние месяцы подготовки и Запад узнал, что внезапно в России появился такой закон. Там же очень много было дискуссий о том, насколько этично-неэтично вообще ехать в Россию выступать, потому что ЛГБТ-активисты призывали бойкотировать из-за этого закона олимпиаду. То есть очень много было внимания к этому закону и вообще к гомофобной риторике Российской Федерации. По-моему, там даже были прекрасные пресс-конференции Путина с зарубежными журналистами, где у него спрашивали про ЛГБТ-людей: «Мы их не притесняем, но, пожалуйста, давайте детям не будем навязывать»