Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
 

Последние судебные заседания DOXA

Как прошел этот год

Публикация: 23 марта 2022
«Особую остроту приобрела проблема доведения несовершеннолетних до самоубийства путем вовлечения их в так называемые группы смерти. При помощи социальных сетей и мессенджеров, используемых в сети Интернет, организаторы опасных для жизни игр Синий кит, Разбуди меня в 4:20, Тихий дом, Беги или умри, Фея огня предлагали детям увлекательные квесты и другие приключения (неожиданно перебежать проезжую часть перед приближающимся автомобилем, игры с бытовым газом, проезд снаружи транспортных средств – “зацепинг”, проникновение на крыши высоких зданий, сооружений – “руфинг” и тп.), которые фактически содержали в себе открытый или завуалированный призыв к риску для жизни, в том числе к самоубийству». Это 12-е издание комментария к УК РФ под редакцией Рарога А.И. При чем здесь редакция DOXA?
14 апреля 2021 года на четырех редактор_ок нашего журнала завели уголовное дело. Армена Арамяна, Аллу Гутникову, Володю Метелкина и Наташу Тышкевич обвиняют именно по статье о вовлечении несовершеннолетних в опасные для их жизни действия – 151.2 УК РФ.

Поводом для возбуждения дела стал 3-минутный видеоролик в YouTube, который редактор_ки записали перед первой зимней акцией протеста 2021 года в поддержку Алексея Навального. В нем говорилось, что отчислять и запугивать учащихся из-за участия в митингах – незаконно. Через несколько дней редакция журнала удалила этот ролик по требованию Роскомнадзора, одновременно подав иск в суд. Тем не менее, СК возбудил уголовное дело по странной, относительно новой статье «о вовлечении несовершеннолетних». Якобы несовершеннолетние могли посмотреть это видео, «вдохновиться», пойти на митинг, там заразиться коронавирусом – то есть причинить вред своему здоровью.

По этому же делу проходил бывший руководитель закрытой в апреле 2021 года сети штабов Алексея Навального Леонид Волков. По версии следствия, после того как Волков опубликовал видео «Как нам вытащить Навального из тюрьмы», у журналистов DOXA на фоне возросшей активности в соцсетях «возник умысел на поддержание вышеуказанных призывов и создания собственных публикаций». Позднее дело редакторов DOXA выделят в отдельное производство.

После семи утренних обысков 14 апреля редактор_кам DOXA избрали меру пресечения в виде «запрета определенных действий», который мало чем отличается от домашнего ареста: они могут выходить из дома только два часа в сутки – с 8 до 10 утра (до апелляции могли выходить всего одну минуту). Им запрещено пользоваться интернетом, использовать средства связи, общаться друг с другом. Суд 4 раза продлевал меру пресечения. В апреле 2022 года «запрету определенных действий» Армена, Аллы, Володи и Наташи исполнится год.

За это время редактор_ки успели стать экс-редактор_ками – вынуждено уйти из журнала, три из четырех успели заключить брак, СК завел второе дело – о клевете в отношении следователя (ч. 2 ст. 298.1 УК) на Володю Метелкина за то, что тот рассказал о давлении и неуместном поведении его следователя Екатерины Жижмановой. Следователи провели допросы почти со всей редакцией DOXA, другие редактор_ки проходят по делу свидетелями. Редактор_ок дела DOXA признали политическими заключенными. О нашем журнале писали и продолжают писать медиа из самых разных стран, открытое письмо в поддержку обвиняемых подписали философ_ки Славой Жижек, Этьен Балибар, Джудит Батлер и еще несколько сотен исследовател_ьниц. Журнал продолжает расти и теперь говорит не только о проблемах университета. Главной темой сейчас стала война и антивоенное движение.
Что происходит в суде сейчас?
Сейчас экс-редактор_ки журнала вместе со своими защитниками находятся на стадии судебного следствия. Судья Анастасия Татаруля слушает по очереди стороны. Обвинение представляет государственный прокурор, сторону защиты – подсудимые и их адвокаты.

После начала заседаний по существу в ноябре прокурор зачитал обвинение и квалифицировал содеянное. Армен, Алла, Володя и Наташа, как и всегда, заявили, что не признают себя виновными. Далее прокурор зачитывал доказательства из 212 томов уголовного дела, это растянулось на 4 месяца, учитывая переносы заседаний по разным причинам. Прокурор на заседаниях произносил вслух номера томов дела, страницы и названия документов. Среди них были, например, отчеты о профилактических беседах со школьниками, где говорилось недопустимости посещения акций протеста. Мы не понимаем почему эти бумаги находятся в уголовном деле.

Сейчас стороны представляют своих свидетелей и допрашивают их – обвинение, защита и судья по очереди задают вопросы каждому свидетелю. Обвинение заявило шестнадцать свидетелей, но вчера, 21 марта, на четырнадцатом по счету свидетеле прокурор заявил, что представление доказательств обвинения закончено. Никто из свидетелей обвинения ранее не видел Армена, Аллу, Володю и Наташу и не видел ролика с их участием. Только один свидетель сказал, что слышал о нашем журнале.

Дальше своих экспертов и свидетелей представит защита – это должно уложиться в один день. На этом стадия судебного следствия, скорее всего, закончится. Начнется стадия прений.

На стадии прений стороны обвинения и защиты озвучат свою итоговую позицию, прокурор запросит приговор. Затем подсудимым предоставят последнее слово и будет назначен день провозглашения приговора.

Суд по делу DOXA закончится в первых числах апреля. В связи с последними трагическими событиями — войной, сложно просить помощи и привлекать внимание к репрессиям внутри страны. Но мы по-прежнему нуждаемся в публичной поддержке и защите — кроме нее у нас ничего нет. Мы просим вас приходить на последние заседания, особенно на оглашение приговора, эта дата будет объявлена отдельно, следите за обновлениями. Доступ в суды сейчас свободный, коронавирусные ограничения отменены. Суд — один из старейших демократических институтов. Как бы плохо все ни было сейчас в России с правами и свободами, мы можем приходить в суды и возвращать им смысл места для гласного публичного разбирательства. Надеемся на вас и ждем в Дорогомиловском суде.