Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.




Талоны на питание и уроки истории от Владимира Путина
Как редакторы DOXA сходили на концерт «Крымская весна»
Авторы: Никита Кучинский, Герман Нечаев
Редакторка: Татьяна Колобакина
Иллюстрации: Саша Булякова
Публикация: 24/03/2021
18 марта с концерта в Лужниках началось ежегодное празднование присоединения Крыма к России. В свободном доступе билетов на концерт не было — распространяли их только через волонтерские и студенческие организации. Корреспонденты DOXA смогли попасть на мероприятие, чтобы увидеть, как все происходит.
За день до годовщины «присоединения Крыма» студенты стали писать на горячую линию DOXA с сообщениями о том, что в студенческих беседах их приглашают на концерт на стадионе Лужники. Некоторые вузы предлагали за участие деньги, дополнительные баллы по физкультуре или грамоты, которые учитываются при назначении повышенных стипендий. Остальные университеты пытались мотивировать студентов упоминанием того, что на мероприятии будут присутствовать Владимир Путин и Сергей Собянин. Судя по сообщениям, которые присылали студенты, на каждое учебное заведение выделили определенное количество билетов, а координацией и сбором учащихся в разных вузах занимались студенческие советы, профорги, волонтерские центры или активисты «Молодой Гвардии Единой России».

Людям «со стороны» было непросто попасть на этот концерт, но нам повезло: один из студентов прислал контакт кураторки Ангелины, собирающей «волонтеров» для участия в концерте, посвященном «Дню присоединения Крыма». Редактор DOXA написал по указанному в сообщении номеру и спросил, есть ли возможность записать его и еще несколько человек на мероприятие. На странице Ангелины Соловьевой во ВКонтакте указано, что она одна из руководительниц военно-патриотического воспитания в «Юнармии». Однако сама она сказала, что на концерте представляла другую организацию — некую «Волонтерскую роту».

Сначала мест на концерт у Ангелины не нашлось, но она пообещала внести команду в резерв и сообщить, если появятся свободные «вакансии». Более того, связавшемуся с кураторкой редактору DOXA она предложила войти в команду волонтеров, чтобы «сообщать о дальнейших мероприятиях». По ее словам, самых активных будут приглашать на бесплатные мастер-классы — «от эмоционального интеллекта до резьбы по дереву...». Ближе к вечеру группу все же включили в список участников мероприятия. Помимо мест на центральной трибуне, «волонтерам» Ангелина пообещала заплатить по 300 рублей, а первому написавшему ей редактору DOXA — как «организатору малой группы» — 500. По словам Ангелины, 300 рублей — это не плата за посещение концерта, а компенсация за проезд и питание: «Я свои личные средства выделила на эту компенсацию, ведь знаю, что поддержка питанием идеологически настроенных людей тоже необходима!»

На мероприятие попросили прийти заранее, ровно к двум часам, на репетицию с государственной символикой. Явиться надо было с «чистыми, причесанными волосами» и в «удобной, приличной одежде». Ангелина посоветовала взять с собой перекус и горячие напитки в термосе, но добавила, что волонтерам выделят талоны на еду — по 150 рублей, которые можно будет потратить в буфетах стадиона.

О том, что в Лужниках какое-то мероприятие, было понятно еще за несколько часов: в вагонах поездов в сторону станции «Университет» было много полицейских, а на станции «Спортивная» небольшими организованными группами собирались молодые люди. Они останавливались рядом с кураторами, у которых были планшеты со списками приглашенных на концерт. К двум часам дня на проходной в Лужниках стало людно. В нашей «группе» были еще две девушки и молодой человек, которые не стали отвечать на вопросы, но обмолвились, что учатся в колледже.

«Все железные вещи выкладываем, проходим через рамочки», — строго говорили сотрудники безопасности спорткомплекса всем пришедшим. Чтобы попасть на стадион, нужно было пройти стандартный досмотр. После него «волонтеров» вновь собирали уже перед ареной и они вместе с организаторами проходили на стадион. Несмотря на наличие у каждого зрителя билета с указанием сектора, на котором он должен занять место, их даже не проверяли и один из наших корреспондентов смог свободно зайти на стадион без билета. От комментариев о том, кто организовал поездку студентов, в большинстве случаев зрители отказывались. Одну группу кураторка даже увела в сторону и попросила никого «не отвечать на вопросы и не давать интервью».

В это время на трибуны Лужников продолжали прибывать организованные группы молодых людей. На каждом кресле их ждали маленькие российские флажки и пледы трех цветов: белый, синий и красный. По задумке организаторов издалека они должны были выглядеть как один грандиозный российский флаг. На других трибунах лежали плакаты с лозунгами «Крым наш» и большие флаги, вероятно, оставшиеся с других патриотических концертов. На сцене Дмитрий Губерниев и Мария Ситтель проговаривали текст («Включите, пожалуйста, музыку, под которую выходит мэр»), а ансамбль «Юнармии» репетировал выход на сцену под песню Олега Газманова «Крымский мост».
«Так было в России с далеких времен: чем выше давленье, тем крепче бетон!» — звучало со сцены. Студент Политеха, рядом с которым мы сидели, рассказал, что в вузе им предложили бесплатные билеты и затем организовали сбор всех желающих. Но за посещение концерта не обещали никаких поощрений, они пришли по собственному желанию «посмотреть, послушать». Молодые люди, сидевшие с другой стороны, оказались волонтерами, которые помогали с организацией концерта. Они рассказали, что на концерт привлекали студентов средних и высших образовательных учреждений, а также работников бюджетных организаций. Волонтеры заверили, что за посещение никому ничего не обещали, а мероприятие «неполитическое».

Сделав круг по вестибюлям вокруг арены, мы наконец дошли до сектора, указанного на билетах. Всех попросили садиться строго через одного. Рядом разместилась группа курсантов в сопровождении кураторов и родительского комитета: «Мам, ну какая фуражка...», — слабо отбивался от родительской заботы один из кадетов. Чуть позже мы попытались получить обещанные талоны на еду, но дали только один — 150 рублей — на четверых. «Нам самим мало выдали», — жаловалась кураторка Ангелина. Все это время трибуны постепенно заполнялись, и вскоре кураторы перестали напоминать о необходимости строго соблюдать правила рассадки, которые стало физически невозможно соблюдать: количество людей заметно превышало заявленные пятьдесят процентов заполняемости.

Но координаторка Ангелина Соловьева считает, что санитарные нормы на концерте полностью соблюдались: «Во время концерта некоторые сняли маски, но лишь чтобы петь и танцевать из-за радостного настроения. Дышать в маске им было тяжеловато… Считаю, что нельзя придираться к организаторам из-за фактов, которые невозможно предвидеть. Условия Роспотребнадзора организаторами были соблюдены: сидения, через одно, были блокированы специальной лентой, маски и перчатки на входе и периодически [во время выступления] — проверялись».

Спустя несколько часов ожидания ведущие со сцены поприветствовали зрителей, поздравив всех с «праздником воссоединения с Крымом», и на сцену начали выходить один за другим бойз-бенды, которые должны были разогреть аудиторию перед песнями Николая Баскова, Стаса Михайлова и Олега Газманова. Затем было выступление Сергея Собянина, прямое включение из Крыма и речь Владимира Путина. Последний говорил о Древнерусском государстве, князе Владимире и духовном единстве, а мэр гордо заявлял, что за последние тридцать лет «москвичи ни на один день не оставляли надежду на воссоединение Крыма».
«Речь нашего президента как всегда прекрасна!, — восторженно отзывалась о ней кураторка Соловьева. — Владимир Владимирович как всегда блистал своей эрудицией. А за ювелирное воссоединение Крыма и России его надо наградить Нобелевской премией. Наш дорогой Президент Владимир Владимирович просто спас нашу Россию от того предательства Горбачева, Ельцина и их приспешников.... Путин за короткий срок создал материальное благополучие у нашего народа и теперь пришло время активному идеологическому патриотическому воспитанию граждан!»

Во время выступлений артистов свет на стадионе выключался и загорались фонарики телефонов. Судя по всему, в тот день добрый ритуал уже не считался ни происками западных агентов, ни акцией коллаборационистов. Было заметно, что многим зрителям действительно нравилось происходящее на сцене: они аплодировали артистам, подпевали и скандировали «Россия!» и «Путин!».

После выступления группы «Руки вверх» в восьмом часу вечера люди постепенно начали расходиться — стала сказываться усталость после долгого ожидания в совсем не весеннюю погоду. Ангелина поблагодарила тех, кто пришел, перевела на карты обещанный гонорар и предложила в ближайшие дни посетить мастер-классы по ораторскому искусству и ведению стримов. По ее словам, организация таких мастер-классов, это «вложение в Человека, Вас готовят Помощником, например, мне, или другому Координатору для участия в таких и подобных мероприятиях». Кажется, работой «команды» Ангелина осталась довольна. В тот же вечер она предложила пойти 27 марта на следующее мероприятие «Час Земли». На нем нужно будет «зажигать фонарики». Каждому обещают по 200 рублей.