В наше время демократию очень часто приравнивают к либеральной демократии. Мы привыкли обращаться к этому понятию и перестали задумываться, есть ли разница между демократией как таковой и либеральной демократией. Но это — два разных принципа. Многие современные политические дизайны относятся скорее к либерализму, чем к демократии. В частности, идея правового государства, главенства выборов, свободы слова — это либеральные идеи, а не демократические. Последние годы дают нам хороший урок: либерализм и демократия начали конфликтовать, и мы все чаще стали слышать о нелиберальных демократиях — например, сформировавшихся режимах в Венгрии и Польше.
Либеральная демократия — синтез либеральных и демократических принципов, возникший в 19 веке. У него есть несколько важных элементов, некоторые из которых проблематичны для демократии как таковой. Например, принцип представительного правления не является исконно демократическим, так как он означает, что люди фактически не занимаются самоуправлением. Тем не менее эта идея укрепилась в 19−20 веках за счет расширения избирательного права: мы не просто определяем представителей, но и все вместе голосуем за них. Зачастую в современных либеральных демократиях принято почитать выборы как сакральный институт: например, в США в 2020 году обе партии утверждали, что их задача состоит в том, чтобы защитить эту демократическую святыню. Между тем, сам этот институт базируется на убеждении, что раз в четыре года народ появляется на участках, чтобы выразить свое одобрение лидеру одной из двух партий — а все оставшееся время он в правлении участия не принимает.
Вторая идея — конституционализм. Она имеет свое начало в подходе, что политическая жизнь должна развиваться в рамках определенной правовой системы. В самой этой концепции нет прямого конфликта с демократией — она тоже предполагает жизнь по закону, однако трудности возникают, когда речь заходит о предельных случаях. Возникают вопросы, кто, как и когда может менять конституцию, какие изменения можно вносить без участия народа; в этом месте демократии и конституционализм начинают расходиться. Для демократии важна идея народного суверенитета: последнее решение всегда должен принимать народ. Но что значит всегда? Любые ли изменения в конституцию нужно проводить через народ? А что значит «проводить через народ»? Простое голосование народа — его достаточно или нет?
Еще одна важная часть либеральной доктрины — идея прав человека. В ракурсе пандемии мы видим очевидный конфликт между принципами прав отдельного человека и прав коллектива. С одной стороны, есть базовое право человека на жизнь и здоровье, а с другой стороны есть коллективное право проводить политические акции. Иногда действительно можно сказать «сейчас не время» для массовых политических мероприятий. Но в современной ситуации «не время» растягивается на годы. И если мы в течение нескольких лет не можем пользоваться своими демократическими правами и совершать коллективное действие, то это уже не демократия.