Собачий свисток — устройство, издающее звуки на высоких частотах: человеческое ухо улавливает их хуже или вовсе не слышит, зато собаки (а также кошки и другие животные) к ним весьма чувствительны. С помощью такого свистка собаку можно подозвать к себе или отпугнуть от объекта, обучить командам.
Метафору собачьего свистка — политического сообщения с неуловимым для большинства дополнительным смыслом — начали активно применять в социальных и политических исследованиях ближе к 90-м, хотя сами собачьи свистки, конечно, использовались и раньше. Ян Хейни Лопес в
книге «Политика собачьего свистка: как закодированные отсылки к расе переизобрели расизм и повредили среднему классу» показывает, что в США политик_ессы
десятилетиями используют в публичной риторике расиализированные намёки — широкая аудитория их не замечает (или предпочитает не замечать), но для радикальных консервативных групп они очевидны. Так, в 60-е под видом борьбы за «права штатов» и против «узурпации власти центральным правительством» губернатор Алабамы Джордж Уоллес продвигал идеи расовой сегрегации
◽️. Когда-то «
права штатов» означали прежде всего возможность Юга
сохранять рабовладельческую систему. Обращаясь к этому эвфемизму, Уоллес перевёл дискуссию в поле «закона», так что белые избиратель_ницы получили возможность не признаваться «перед другими или даже перед самими собой» в том, что на самом деле речь идёт о расе.
Именно такая двусмысленная и черпающая силу из расовых предрассудков риторика позволила Уоллесу добиться популярности по всей стране и довольно успешно выступать на президентских выборах, что не удавалось ему ни во времена, когда он был более «мягким», ни когда делал слишком откровенные расистские заявления. Другие участни_цы большой политики настолько высоко оценили стратегическую находку Уоллеса — применение собачьих свистков, — что Хейни Лопес говорит о переизобретении с помощью этого приёма расистской системы США. На смену «расизму ненависти» пришёл
экономический, менее очевидный расизм — причем для насаждающих его политик_есс он является средством, а не целью. Цель здесь — продвижение интересов элит.
Как политика собачьего свистка работает сегодня? Немного тоньше, чем во времена Уоллеса, но суть та же. В США самая большая электоральная группа — средний класс, внутри которого большинство составляют белые люди. И республиканская, и демократическая партии стараются привлечь их на свою сторону. Для этого они формулируют политические обещания таким образом, чтобы избиратель_ницы были уверены: они голосуют прежде всего в интересах среднего рабочего класса.
Получается наоборот: набирая голоса за «снижение уровня преступности» или «борьбу с нелегальной иммиграцией», избранные кандидат_ки не только принимают новые меры по дискриминации темнокожих людей, мусульман_ок и других маргинализованных групп, но и вводят налоговые послабления для богатых, помогают крупным корпорациям, (а не свободному рынку) и снижают поддержку социальной сферы.