«Когда война только началась, все в шоке были. Часто интересовались, все ли живы, все ли в порядке, старались поддерживать. Некоторые украинцы даже приходили нас поддержать на демонстрации. Сказать “война нас только сильнее объединила” будет как-то глупо и громогласно, но уж точно не поссорила», — рассказывает российская студентка из Брна.
По ее словам, многие русскоязычные студент_ки волонтерили в центрах для бежен_ок в Брне и Праге, собирали гуманитарную помощь и донатили ВСУ.
Об ощущении сплоченности вокруг общей проблемы говорит и Мария [имя изменено], студентка философии во французской Сорбонне, родственники которой находятся и в Украине, и в России: «Когда ты участвуешь в антивоенном движении, естественно, вокруг тебя все солидарны». Мария была участницей студенческих
протестов во время президентских выборов во Франции. Она рассказывает, что одним из требований студенто_к было закрепленное законом право украин_ок на поступление во французские университеты без вступительных экзаменов. Это требование поддержала даже президентка Сорбонны, но на законодательном уровне изменений так и не произошло.
«Первое время сложно было думать о какой-либо университетской жизни в принципе», — говорит Полина, украинская студентка одного из чешских вузов. — «Мои преподаватели сразу сказали, что я могу посещать пары и выполнять задания по мере возможности».
При этом Полина ощутила изменение отношений в русскоязычном сообществе в городе, где она учится. «К сожалению, некоторые студенты с российским гражданством показали себя не с самой приятной стороны. Я слышала недовольство тем, что украинцы могут поступить в университет по упрощенным условиям. С людьми, которые так смотрят на ситуацию, я дела иметь не хочу. Есть более важные проблемы, чем кому-то что-то объяснять. Единственное, чего хочет каждый украинец сейчас, — чтобы война закончилась и нашу чудесную страну оставили в покое».