Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
Close
Сессия между сменами
Как российские университеты материально (не) поддерживают студентов
Автор: Никита Кучинский
Редакторка: Екатерина Мороко
Иллюстрация: Аня Артамонова
Публикация: 21/05/2021
У неработающего студента, который посвящает всего себя учебе и саморазвитию, существует только один источник дохода — стипендия. Иногда студент может рассчитывать на материальную помощь родителей, но в такой благополучной ситуации оказываются не все. Несмотря на ежегодное индексирование стипендии на уровень инфляции, стипендиальные выплаты остаются на критически низком уровне. На сумму, которую университет выплачивает студентам, невозможно прожить целый месяц, а Госдума продолжает отклонять законопроекты о повышении стипендий до уровня МРОТ.

DOXA разобралась, как российские стипендии менялись на протяжении последних пяти лет в разных регионах, и сравнила ситуацию с другими постсоветскими странами.
Во вред образованию
Большинство абитуриентов идут в университет за качественным высшим образованием, которое поможет найти хорошую работу. Однако для обучения в университете требуется не только время, но и деньги на удовлетворение базовых потребностей. Учеба невозможна без жилья, еды и минимального досуга, поэтому студенту приходится искать источник дохода. При этом средняя стипендия, выплачиваемая университетом, сильно отстает от прожиточного минимума, поэтому многие студенты вынуждены искать подработку.
«Учеба студента сводится к тому, чтобы сдать сессию и выжить»
По данным исследования ВШЭ, с 2006 по 2015 годы в среднем 54% студентов совмещали учебу в вузе с работой, при этом более половины из них работали для удовлетворения базовых потребностей. Половина руководителей компаний, опрошенных для исследования, считают опыт работы по специальности важнейшим фактором при трудоустройстве, однако параллельно с учебой его приобретают только 40% студентов. В итоге вместо стажировок по специальности студенты тратят время на подработку только ради денег, которые позволили бы удовлетворить финансовые потребности.

По мнению активистки Инициативной группы МГТУ и участницы движения «За стипендии!» Дарьи Образцовой, эта проблема не только усложняет жизнь студентам, но и приводит к общему понижению уровня образования, что в свою очередь сказывается на всех сферах общества: «Вместо того, чтобы посвящать свое время и силы учебе и освоению профессии, студенты тратят свой ресурс на подработки, как правило, в сфере услуг, где смена длится 12 часов. Студент приходит измотанным после рабочего дня, и у него не остается сил на изучение учебного материала, честное и вдумчивое выполнение контрольных мероприятий и подготовку к экзаменам. Учеба студента сводится к тому, чтобы сдать сессию и выжить».
Как формируются стипендии?
Размер стипендиального фонда, из которого затем выплачиваются стипендии студентам-бюджетникам, определяется проектом федерального бюджета. Каждый год Правительство увеличивает стипендиальный фонд на несколько процентов, чтобы покрыть инфляцию. Затем размер стипендий определяется в самом образовательном учреждении с учетом мнений студенческого совета и первичной профсоюзной организации (если она есть). Также для некоторых регионов действует районный коэффициент, который добавляется к установленной университетом стипендии. В нашей выборке он колеблется от 1,15 до 1,3. Единственное ограничение при этом — нормативы, установленные Минобрнауки, ниже которых стипендия не может опуститься законодательно. Для бакалавров и магистров с 2013 по 2016 год этот норматив был 1340 рублей, а с 2016 года — 1484 рубля.
Самая высокая стипендия составляет всего лишь 39% прожиточного минимума в регионе
Однако темп инфляции зачастую опережает рост стипендий, и это нивелирует ежегодное увеличение затрат на поддержку студентов.
В масштабах конкретного вуза увеличение стипендий на несколько процентов становится еще менее заметным. Часто стипендии меняются всего на 50-100 рублей, а иногда их размер и вовсе снижается. Для того чтобы отследить изменение стипендий в вузах на протяжении последних пяти лет, мы выбрали 20 университетов из рейтинга Forbes за 2020 год. В выборку вошли 20 лучших университетов из разных регионов. Затем на основе открытых данных: приказов, пресс-релизов и официальных сайтов учебных учреждений — мы нашли информацию о стипендиях за последние пять лет. Практически ни один университет не публикует на сайте полную финансовую отчетность по стипендиальному фонду, а в некоторых вузах отсутствует информация за определенные годы.
Самые низкие стипендии относительно прожиточного минимума за 2020 год оказались в Высшей школе экономики (1759 рублей), Южно-Уральском государственном университете (1999 рублей) и ИТМО (2000 рублей). В тот же год самыми высокими были стипендии в Уфимском государственном нефтяном техническом университете (3200 рублей), Новосибирском государственном университете (3401 рубль) и Московском физико-техническом институте (5000 рублей). Однако даже самая высокая стипендия составляет всего лишь 39% прожиточного минимума в регионе. Редакция DOXA направила запросы в перечисленные вузы с просьбой прокомментировать ситуацию с низкими стипендиями, однако к моменту публикации не получила ответы.

По мнению старшего научного сотрудника Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета Беркли Игоря Чирикова, у российских университетов довольно мало пространства для маневра со стипендиями, так как процедура выплат сильно регламентирована. «Финансирование, которое выделяется на стипендии, слабо связано с показателями экономического развития территории, где находится университет. Поэтому в регионах, где прожиточный минимум ниже, стипендии при прочих равных будут относительно больше. А хуже всего будет в Москве и Санкт-Петербурге», — считает Чириков.
«Повышение стипендии до уровня МРОТ означает, что, помимо более крупных финансовых вложений в сферу образования, нужно также контролировать распределение и учет средств, а доверить это действующим чиновникам и власти нельзя»
Одной из причин, по которой в России такие низкие стипендии, активистка Инициативной группы МГТУ Дарья Образцова называет законодательное определение: «В первую очередь должно измениться нынешнее определение стипендии, согласно которому стипендия — это стимулирующая денежная выплата. Стипендия должна стать денежной выплатой, способной поддержать достойный уровень жизни учащегося. Это определение как раз подразумевает, что стипендия не может быть ниже прожиточного минимума». Дарья Образцова считает, что при существующей системе можно надеяться только на незначительные увеличения стипендий.

При этом, по мнению активиста Ивана Андреева, вместе с повышением стипендий требуется и дополнительный контроль за их распределением: «Повышение стипендии до уровня МРОТ означает, что, помимо более крупных финансовых вложений в сферу образования, нужно также контролировать распределение и учет средств, а доверить это действующим чиновникам и власти нельзя. Поэтому вместе с этим необходим контроль за финансами со стороны работников и студентов университетов, а также возможность моментального отзыва тех чиновников, которые не исполняют свои функции».

Другим решением проблемы финансовой поддержки студентов может стать расширение трудоустройства студентов в университетах параллельно с учебой. По мнению Игоря Чирикова, студенты могли бы занять позиции стажеров, учебных и научных ассистентов: «Это распространенная практика в зарубежных странах, она позволяет студентам получать и минимальный уровень финансовой поддержки, и востребованные практические навыки. Если совместить формат такого трудоустройства с учебным графиком, то это несильно скажется на успеваемости. Государство могло бы создать масштабную программу софинансирования работы студентов в университетах и тем самым стимулировать университеты нанимать на работу своих же студентов».
«Адресная помощь» вместо стипендии для всех
За последние пять лет депутаты Госдумы как минимум дважды пытались внести законопроект об установлении стипендии не ниже уровня прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда, которые равны с 2017 года. В первый раз законопроект об установлении минимального размера стипендий не ниже уровня МРОТ внесли депутаты фракции ЛДПР Ярослав Нилов и Михаил Дегтярев в сентябре 2016 года. По мнению депутатов, ситуация, в которой студентам, не имеющим достаточных средств к существованию, «приходится находить работу [...], может негативно сказаться на образовательном процессе». Госдума отклонила этот законопроект в первом чтении в 2018 году. «Мы говорим об адресности, об индивидуальном характере поддержки наших студентов, в том числе и в стипендиальном выражении», — пояснила свою позицию по законопроекту член фракции «Единая Россия» Лариса Тутова. Под адресной поддержкой она подразумевала материальную помощь студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и повышенную государственную академическую стипендию, назначаемую за успехи в учебе.

Ответ об «адресном подходе» при поддержке студентов получили и участники движения «За стипендии!». В июле прошлого года они передали более 8 тысяч подписей за повышение стипендий до уровня МРОТ в приемную Минобрнауки. Однако, по мнению министерства, действующий адресный подход, который учитывает академические успехи обучающегося и его социальное положение, эффективен.

Проблема адресной поддержки студентов заключается не только в ее малом размере, но и в ограниченности круга получателей. Например, повышенные стипендии в университете могут быть назначены не более 10% учащихся. В то же время материальная помощь и социальные стипендии все так же не обеспечивают прожиточный минимум — их средние значения 6888 и 3500 рублей соответственно.
Через два года после первой попытки внесения законопроекта депутаты фракции «Справедливая Россия» предложили аналогичный законопроект о повышении стипендий до прожиточного минимума, но в сентябре его рассмотрение отложили, а комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал отклонить и эту инициативу.

Активист профсоюза Community и участник кампании «За стипендии!» Иван Андреев считает, что внесенные законопроекты — лишь попытка отдельных партийных функционеров привлечь к себе внимание актуальной социальной повесткой для поддержания рейтинга. С ним согласна и активистка Дарья Образцова: «С сожалением могу сказать, что обсуждения, которые ведутся время от времени на данный момент в Госдуме относительно размера стипендий, скорее декоративные».
Согласно Федеральному закону «Об образовании», на единоразовую материальную помощь могут рассчитывать:

  • студенты, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации;
  • студентки, родившие ребенка;
  • студенты, лечащие в платной клинике серьезное заболевание;
  • студенты, потерявшие родителя;
  • студенты, которые пережили аварию или пожар;
  • студенты, у которых украли денежные средства.
На регулярную материальную помощь могут претендовать:
  • студентки с несовершеннолетним ребенком;
  • студенты с хроническими заболеваниям;
  • студенты-сироты и те, кто потерял родителей во время обучения в вузе;
  • студенты с инвалидностью;
  • студенты, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф;
  • студенты, имеющие травмы или заболевания, полученные в период прохождения военной службы.
У кого из соседей самая высокая стипендия?
Мы сравнили системы начисления и размер стипендий с двумя другими государствами-участниками Евразийского экономического союза. В исследовании рассматриваются Беларусь и Казахстан, так как по сравнению с Арменией и Кыргызстаном размер стипендии там выше. Например, в Кыргызстане стипендия для студентов-отличников составляет всего 800 сомов или чуть более 700 рублей по нынешнему курсу, а в Армении на конец 2019 года размер стипендии составлял 5000 драмов (примерно 770 рублей) и с тех пор значительно не менялся.

В Беларуси до 2020 года стипендия была напрямую связана с уровнем зарплаты работников бюджетных организаций. До 2020 года в Беларуси действовала тарифная ставка первого разряда — норматив, от которого зависит оплата труда бюджетников. Тарифную ставку умножают на коэффициент, который устанавливается для каждого работника. Для студентов этот коэффициент равен 1,88, однако может отличаться в некоторых вузах. С 2020 года тарифные ставки заменили на базовую ставку, приближенную к уровню прожиточного минимума.

В Казахстане стипендия назначается постановлением Правительства и повышается раз в несколько лет. Студентам педагогических специальностей назначается более высокая стипендия. Также на повышение стипендии могут рассчитывать отличники и учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Самый маленький разрыв между уровнем стипендии и прожиточным минимумом наблюдается в Казахстане. В конце 2015 года эти показатели в стране практически сравнялись, стипендия составляла 98% от прожиточного минимума. В Беларуси процентное соотношение последние пять лет сохраняется на уровне чуть более 30%. Россия при этом имеет наихудший показатель: стипендия составляет в среднем 14% от прожиточного минимума.
11 апреля члены комитета Госдумы по образованию и науке вновь подчеркнули важность повышения студенческих стипендий до уровня прожиточного минимума. «В каждом регионе должна быть своя стипендия, но не ниже прожиточного минимума», — заявил на этот раз уже член фракции «Единая Россия» Геннадий Онищенко. Однако после заявления не последовало появление еще одного законопроекта о повышении государственных стипендий. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находятся как минимум две подобных законодательных инициативы: от КПРФ и «Справедливой России». Оба законопроекта пока что не продвинулись дальше первого чтения.
По данным на 2015 год
Профессиональное объединение для защиты прав