Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
 
«Ни Макрон, ни Ле Пен»
Как во Франции выступали против результатов первого тура выборов
Автор_ки: студент_ки философских факультетов в Сорбонне и Париже-8
Редакторка: Екатерина Мороко
Иллюстраторка: Саша Рогова
Публикация: 23 апреля 2022
10 апреля во Франции прошел первый тур президентских выборов, результаты которого подняли волну недовольств по стране. Мы решили разобраться в хронологии протестов после объявления результатов выборов и рассказать, какие методы сопротивления используют французские студент_ки и лицеист_ки.
Судная ночь
Вечером 10 апреля стали известны предварительные результаты президентских выборов во Франции: во второй тур прошли Марин Ле Пен и действующий президент Эммануэль Макрон. 1,1% голосов не хватило Жан-Люк Меланшону — левому политику от «Непокоренной Франции». Прошедшие во второй тур Макрон и Ле Пен придерживаются разных взглядов: либерально-демократических и ультра-правых . В вечер публикации предварительных результатов по стране прокатилась волна локальных манифестаций, в ходе которых люди с черными зонтами кричали: «Ни Ле Пен, ни Макрон!», разрисовывали здания и разбивали витрины банков. Позже в городе стали появляться баррикады, а манифестации переместились ближе к центру города и зданиям администрации. Мэрка Ренна отреагировала на протесты твитом, в котором написала: «Демократия не является и никогда не будет ни насилием, ни вандализмом».
Фотография: Баррикады в Ренне, Hugo Murtas / Actu Rennes

Казалось, что после первой резкой реакции на результаты выборов митинги закончатся, но они оказались только началом движения, постепенно охватывающим всю Францию.
Бунт лицеев и оккупация Сорбонны
Учащиеся во Франции стали массово оккупировать лицеи и блокировали их работу. Под оккупацией оказались лицей «Людовика Великого» в латинском квартале, лицеи «Генри IV», «Бальзака» и «Лавуазье» также были оккупированы в течение недели. Лицеист_ки хотели сделать невозможным проход внутрь лицеев, поэтому блокировали входы в здания и устраивали лагеря прямо на порогах учебных заведений.

Самая крупная оккупация случилась в лицее «Людовика Великого»: учени_цы блокировали вход в здание и скандировали: «К черту национальный фронт!».
Фотография: Victor Mérat

11 апреля межуниверситетский комитет антифашистов (CAIU) объявила общий сбор всех студенто_к в парижском университете Сорбонны «против аферы на втором туре выборов».

CAIU был сформирован 14 марта и уже тогда начал вести агитационную деятельность против правых и ультраправых кандидато_к, которые были широко представлены на выборах.

13 апреля в 13 часов протестующие студент_ки собрались на генеральную ассамблею в одном из амфитеатров Сорбонны, где коллективно определили цели протеста. Студент_ки решили продолжать оккупацию учебных заведений, помогать в оккупации лицеист_кам, а также призывать занимать Сорбонну и другие университеты Франции. В качестве требования к университетам студент_ки выдвинули необходимость принимать бежен_ок из Украины в университеты Франции без документов. Об этом они собирались заявить на митинге на площади Пантеона на следующий день.

14 апреля оккупант_ки Сорбонны опубликовали видеозаявление, в котором отказались принимать результаты первого тура выборов.
Текст обращения
10 апреля первый тур поставил нас перед выбором между Эммануэлем Макроном и Марин Ле Пен. За эти пять лет Макрон повысил конкуренцию среди учащихся через Parcoursup, оставил студенто_к в прекарном положении в разгар пандемии, дважды подвергся осуждению за бездействие в области климата и оставил за чертой бедности 9 миллионов человек.

Марин Ле Пен предлагает нам еще более страшные вещи: расизм, презрение и невежество в отношении молодых людей из районов рабочего класса. Эти выборы лишили молодое поколение социальных, экологических и прогрессивных стремлений. Мы не можем позволить себе еще пять лет. Никто не может себе этого позволить.

Мы действуем в ответ на государственную политику, враждебно настроенную к молодежи, с тем, чтобы отказаться от этой политики, которая не оставляет нам будущего.

С 15:00, после общего собрания, созванного Координационным антифашистским межуниверситетским комитетом Парижа, мы физически оккупировали историческое здание университета Сорбонны. Мы призываем вас к массовой мобилизации на всей территории [Франции], в лицеях, университетах и ​​на улицах, чтобы выступить против фашистской, капиталистической, антиобщественной, реакционной, убивающей экологию и свободу политики Макрона и Ле Пен.

Мы призываем вас к массовой мобилизации для принятия в университеты и урегулирования проблем всех студенто_к, бежен_ок и лиц без документов, независимо от их национальности. Мы отказываемся выбирать между Макроном и Ле Пен. Будущее принадлежит молодежи, и мы будем выстраивать это будущее согласно нашему видению.
На следующее утро CAIU в соцсетях объявил о встрече со всеми студент_ками, которые хотели присоединиться к оккупации, и назначил встречу на площади Сорбонны в 14 часов.
Все мы антифашист_ки
К моменту сбора студенто_к площадь уже была заполнена полицейскими автозаками. В начале митинга собравшиеся студент_ки скандировали: «Ни Ле Пен, ни Макрон» и кричалку «Весь мир ненавидит полицию».
При каждой попытке студенто_к приблизиться ко входу в университет полиция жестко оттесняла толпу и использовала газ. В ответ на радикальные действия полицейских протестующие отошли назад и перекрыли бульвар Сан Мишель, препятствуя движению транспорта.

В толпе были слышны споры, некоторые участники призывали как можно больше людей выходить на дорогу, в то время как другие говорили о том, что нужно быть ближе к Сорбонне, чтобы не позволить полицейским штурмовать уже оккупированную часть здания.

Дорога оставалась заблокированной лишь 15 минут. Затем ОМОН в полном обмундировании с дубинками и щитами двинулся в сторону заблокированного бульвара, где окружил протестующих, вытесняя их с бульвара к площади Сорбонны, в попытках запереть там. Тех, кто пытался выбраться из кольца, ОМОН задерживал и возвращал обратно. Но некоторым все-таки удалось прорваться через оцепление, и толпа оказалась разрезанной на две части.

Пока ОМОН блокировал протестующих на площади, восстанавливая движение на бульваре, студент_ки внутри Сорбонны наносили антифашистские надписи на стены университета: «Ангажированная молодость», «Фашизм убивает, давайте бороться с ним».

На досках в аудиториях они записали номера адвокатов и ассоциаций, к которым следует обращаться в случае вмешательства полиции; на студенческих и преподавательских столах разложили листовки с перечислением основных прав человека, на которые можно ссылаться в случае ареста; из окон университета вывесили плакаты с лозунгами: «Сорбонна оккупирована в борьбе против Макрона, Ле Пен и их мира».

Из окон в полицейских летело все, что попадалось под руку.
В какой-то момент на крыше здания появился один из оккупантов, поднял руки вверх и начал скандировать «Siamo tutti antifascisti!».

Толпа дружно подхватила этот лозунг и на протяжении 10 минут скандировала его в окружении ОМОНа. В это время на крыше университета появился уже другой человек с огнетушителем в руках, который был опустошен на полицейских под одобрительные крики митингующих. Постепенно люди покинули площадь Сорбонны, понимая, что сквозь оцепление им не прорваться.
Один из участников митинга, общаясь с журналистом, так объяснял недовольство студенто_к и лицеисто_к: «Я думаю, мы можем сказать, не вдаваясь в подробности, что мы все против этого второго тура, где ультраправые и ультралибералы противостоят друг другу. Это невообразимо для молодых людей, которые вообще не чувствуют себя представленными».

Через несколько часов после начала протеста в инстаграме CAIU появилось сообщение о том, что оккупация университета под угрозой из-за полицейского давления — всех призвали возвращаться к Сорбонне.

Несмотря на то что вечером пришло еще больше человек, чем днем, из-за нескольких арестов и избиений протестующих полицейскими — уже не только у Сорбонны, но и по всему латинскому кварталу — оккупант_ки приняли решение покинуть Сорбонну. Было невозможно удерживать здание университета мирно. Однако полиция не дала этого сделать: до полуночи они удерживали в Сорбонне сорок человек, которые хотели покинуть здание. Их отпустили лишь после принудительного фотографирования задержанных вместе с документами. В это время в инстаграме антифашистского комитета появилось сообщение о том, что это конец оккупации, но начало большого движения: «Против иссохшего мира, который питает нашу борьбу!»
Переживания за собственность
Методы сопротивления студенто_к и лицеисто_к вызвали бурную реакцию у всех французов, мнения разделились. Так, некоторые студент_ки говорили о том, что этот протест ничего не изменит и нужно уважать выбор соотечественни_ц.

Претензия по поводу разрушения Сорбонны поступила от ее президентки. В ответ на многие упреки протестующие заявили, что они планировали мирную оккупацию, не предполагающую закрытие университета руководством и прекращение занятий для тех, кто не участвует в оккупации. Радикальные действия были спровоцированы администрациями университетов, которые испугались протестного студенческого движения и позволили полиции применить силу.

«Меня больше возмущает неолиберально-авторитарная политика Макрона, чем пара сломанных стульев», — отвечает одна из студенток на претензию президентки вуза.

Многие осудили столь радикальные действия активисто_к, указывая на то, что есть более мирные и цивилизованные способы донести свою позицию. Однако студентка философского факультета Сорбонны уверена, что они не всегда работают: «5 лет раздавали листовки и проводили общие собрания, вот результат первого тура. 5 лет митингов и протестов, чтобы получить тот же результат, что и в 2017 году».

Пока действия студенто_к называют протестом ради протеста и обвиняют в отсутствии четкой программы и требований, можно с уверенностью сказать, что из общих идей всегда рождаются четкие претензии и требования, а они точно появятся во Франции. Сорбонна закрыта вплоть до второго тура президентских выборов, а парижские митинги переносятся в Париж-8.
Институты закрываются оккупируют
19 апреля администрация университета Париж-8 объявила о закрытии всех кампусов в связи с вопросами безопасности студенто_к и преподавател_ьниц. Некоторые преподавател_ьницы сразу же осудили данное решение, назвав его сугубо политическим. На стенах факультета появились осуждающие граффити: «Университет боится студентов больше, чем фашизма».

Вечером 21 апреля было объявлено об оккупации EHESS. Левые студент_ки выразили солидарность со всеми другими университетами и захватили новый кампус Кондорсе. Внутри школы собрались и студент_ки тех вузов, доступ к которым закрыла администрация.

22 апреля оккупация продолжилась и проходила мирно, без вмешательства полицейских. Охрана на стороне студенто_к, и это значительно помогает. «Тем не менее, на случай штурма здания все официальные входы забаррикадированы, а для эвакуации оккупант_ок приготовлен и распространен специальный «экстренный протокол»,— рассказывает оккупант, встречающий всех вновь прибывающих у импровизированного входа в здание (чтобы попасть на территорию вуза, было необходимо перелезть через забор) и следящий за движениями извне. К нам лучше не приходить, если ты плохо физически подготовлен, — уточняет он, — нужно уметь бегать, прыгать, быстро реагировать и так далее, в противном случае — из-за одно_й могут пострадать 200».

Студент_ки активно наносят граффити на стены вуза, планируют культурные мероприятия, чтобы «оживить» здание: концерты, дискуссии, кинопоказы.

«Это не только выражение своей позиции, но и праздник, — говорит одна из оккупант_ок, студентка социологического факультета в EHESS, приехавшая из Лилля, — уже давно не было организованного левого протеста таких масштабов».
Фотография: личный архив авторо_к

Утром 23 апреля студент_ки покинули здание университета, чтобы не провоцировать дальнейшие столкновения с полицией в день перед выборами.

24 апреля пройдет второй тур выборов, где будет определено, кто станет президент_кой: Ле Пен или Макрон, хотя один из лозунгов протеста сейчас — «Ни Ле Пен, ни Макрон». Так, после результатов 1-ого тура политическая активность перенеслась с избирательных участков на площади и в институты. Действия протестующих направлены на то, чтобы рассказать о длительном игнорировании их голосов внутри сложившейся неолиберальной системы. Чтобы это изменить, они нашли другой способ донести свою позицию — горизонтальный самоорганизованный низовой протест.
Сoordination antifasciste inter-universitaire
Автоматизированная система подачи заявок в вузы, которая была внедрена министерством образования во время правления Макрона.
Все мы антифашист_ки!
École des hautes études en sciences sociale — Высшая школа социальных наук