Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
Close


Что делать с домогательствами в университете?
Совместный гайд DOXA и проекта «ВСЕ ХОРОШО МЕНЯ НЕ УБИЛИ»
Авторки: Вера Иванова, Александра Заботкина
Редакторка: Татьяна Колобакина
При участии Игоря Ваймана и Юли Зак
Иллюстрация: Александра Заботкина
Публикация: 11/12/2020
В последнее время все больше студенток рассказывают о домогательствах со стороны преподавателей в университете. Обычно эта тема вызывает много вопросов, ведь академическая среда предполагает много неформальных взаимодействий между людьми. DOXA вместе с проектом «ВСЕ ХОРОШО МЕНЯ НЕ УБИЛИ» постарались разобраться, что называют домогательствами и как их распознать, а также как с ними можно бороться — и с точки зрения конкретной персоны, пережившей опыт насилия, и с позиции студенческих объединений и администрации.
Дисклеймер: В статье мы рассматриваем ситуации нескрытых домогательств, где пострадавшая сторона явно ощущает себя таковой, а агрессор находится в выраженной позиции власти. Другие вопросы, например, этичность сексуальных отношений между преподавателем и студенткой мы здесь намеренно не рассматриваем. Кроме того, мы пристально не изучали вопрос домогательств в отношении сотрудников университета со стороны друг друга и студентов, хотя предполагаем, что многие стратегии окажутся полезными.
Что вообще такое домогательства?
Домогательства — это любая форма нежелательного вербального (то есть словесного) или физического поведения, зачастую сексуального характера или с сексуальным подтекстом.

Важно, что к домогательствам относят не только насилие, но и:

  1. нежелательный физический контакт или жесты;
  2. Словесное оскорбление или оскорбительное замечание;
  3. шутки или замечания с сексуальным подтекстом;
  4. преследование, нежелательное навязчивое внимание;
  5. снижение оценки из-за гендерной принадлежности;
  6. угрозы и шантаж.
Помимо сексуальных домогательств в университетской среде зачастую существуют другие его формы — травля и агрессивное поведение. Часто такое не проходит бесследно. Среди возможных последствий — ПТСР, депрессивные расстройства, нарушения сна, фобии и другие расстройства психики.
Почему отдельно выделяют домогательства в университете?
Домогательства в университетской среде отличаются от остальных четко выраженной вертикалью власти между преподавателями и студентами. Вертикаль власти означает, что преподаватели могут повлиять на судьбу студентов и студенты находятся в отчасти зависимом положении в рамках университета. Преподаватель может повлиять как на текущую успеваемость, так и на дальнейшую академическую карьеру учащихся, например, если он состоит в ученом совете или обсуждает студентов с другими преподавателями или администрацией. Кроме того, часто в рамках этой вертикали в университете существуют и менее формальные взаимодействия, во время которых учащиеся становятся еще более уязвимыми для потенциальных домогательств: полевые практики, индивидуальные встречи, консультации (в том числе за пределами университета), конференции, совместные празднования защит диссертаций и другие.

Иногда пострадавших начинают винить в «провокации» домогательств, особенно если они произошли в той самой неформальной среде. Но в домогательствах никогда не виновата пострадавшая сторона. Невозможно остаться в полной безопасности, выбрав «правильную» стратегию поведения, и невозможно «провоцировать» насилие — в нём всегда виноват агрессор. А если у того, кто домогается, есть хоть какая-то власть, ситуация становится более опасной.
Что делать, если вы подверглись домогательствам?
1. Попытайтесь дистанцироваться. Если вы прямо сейчас находитесь в ситуации домогательств, попробуйте, если можете, спокойно заявить обидчику, что его действия некомфортны для вас и потребуйте прекратить. Если это не работает, постарайтесь найти способ дистанцироваться от него, например, смените преподавателя, если это возможно. Такие действия — наиболее быстрый способ избежать потенциально опасных ситуаций в университетской среде.

2. Попросите о поддержке. Позаботьтесь о своем психологическом состоянии, не вините себя в произошедшем. Знайте, что в любом насилии всегда виноват только агрессор. В первую очередь постарайтесь заручиться поддержкой близких и/или психотерапевта. Если у вас нет сил и желания добиваться наказания для обидчика — это нормально, гораздо важнее, чтобы вы чувствовали себя хорошо.

3. Подайте жалобу на агрессора руководству университета. Если вы хотите, чтобы агрессор понес наказание, и настроены на борьбу, то можно попробовать добиться справедливости официальным путем. В первую очередь, если в вашем учебном заведении есть возможность подать жалобу на домогательства или просто дать обратную связь — воспользуйтесь этим. В этом посте описано, в какие инстанции можно подавать жалобы. Желательно написать в заявлении точное время, когда произошел инцидент, место, где он произошел, и были ли вовлечены другие люди, также нужно приложить доказательства, если они есть (фото, письма, диктофонные записи и т.д.).

Если понятной системы обратной связи нет, но есть сотрудник администрации, учебной части или ректората, которому вы доверяете — обратитесь к нему/к ней. Если же представитель администрации не реагирует на ваши жалобы, не принимает ваши заявления всерьез или говорит, что вы сами виноваты, попробуйте связаться с ректором или деканом факультета.

4. Расскажите о произошедшей с вами ситуации публично. Если вы готовы предать ситуацию огласке, можно связаться с любым комфортным для вас медиа (DOXA, МБХ медиа, Wonderzine, Новая Газета) или написать публичный пост в фейсбуке или другой социальной сети.

Но нужно понимать, что публично заявлять о домогательствах может быть непросто. Вам могут написать большое количество некорректных комментариев как знакомые, так и совершенно посторонние люди. Если это произошло, лучше не читайте их — ваше психологическое здоровье важнее. Если ваш случай домогательств не единичный и вы знаете о других пострадавших, готовых публично говорить о пережитом опыте, попробуйте объединиться.
Я не пострадал_а от домогательств, но знаю, что они есть в моем вузе. Что я могу сделать с этим?
Часто администрации университетов не спешат принимать какие-либо меры для борьбы с домогательствами, а ограничиваются расплывчатыми формулировками в этическом кодексе. Например, в принятом в 2009 году этическом кодексе МГУ им. М.В. Ломоносова написано, что учащиеся и сотрудники не должны допускать «дискриминации сотрудников, студентов и аспирантов по национальному, расовому, половому и иным признакам» и что они не должны «вести деятельности, ставящей под сомнение высокий нравственный статус работника и учащегося МГУ». Но в реальности нормы этического кодекса очень редко применяют, и он остается пустой формальностью.
Читайте также:
В этой ситуации груз борьбы с сексуальными домогательствами приходится брать на себя самим сотрудникам и студентам. Хорошо, если среди них есть инициативные люди, готовые действовать самостоятельно. Вот примерный список того, что можно сделать:

  1. Организовать просветительские мероприятия о борьбе с домогательствами. Лекции и семинары — один из самых действенных способов. Если вы не можете найти хорошую спикерку/спикера, можно устраивать показы записанных лекций. Вот, например, подробная лекция от Сахаровского центра и центра Сестры, вот — интервью с профессоркой, которая занимается изучением семинаров по предотвращению домогательств, а вот лекция про сексизм в университетах психолога Зары Арутюнян.
  2. Распространять информацию в университете в виде брошюр и плакатов. Базовую информацию для брошюр можно взять, например, из этой статьи Wonderzine.
  3. Добиваться от администрации введения мер через профсоюзы студентов, студсоветы и другие студенческие организации. Можно ссылаться на этический кодекс университета, а также использовать аргумент о том, что такие меры могут улучшить репутацию вуза и позволят избежать публичных скандалов.
Если ваш знакомый или знакомая пережили домогательства, и вы хотите им помочь, в первую очередь, поддержите их лично. Расскажите им про организации, где можно получить психологическую и юридическую помощь: центр Сестры, Насилию.нет, Консорциум женских неправительственных организаций. Не стоит настаивать на открытой борьбе и публичных заявлениях — далеко не у всех людей есть на это силы. Но если все же решили придать ситуацию огласке, лучше заранее узнайте, как должно выстраиваться взаимодействие с журналистами в статье активистки Дарьи Серенко.
Что может сделать администрация университета?
Сейчас в российских университетах нет практически никакой системы предотвращения домогательств и защиты пострадавших. Часто нет даже возможности получить обратную связь от обучающихся. И все же именно целенаправленная политика администрации по борьбе с домогательствами, как правило, показывает большую эффективность по сравнению с частными инициативами. Работает и обратное: если руководство не обращает внимания на неэтичное поведение и домогательства, это порождает новые случаи домогательств.

Поэтому, конечно, надо требовать действий от администрации. Но сначала хорошо бы разобраться, какие методы по борьбе с домогательствами в университете работают лучше всего.

1. Канал обратной связи

В первую очередь необходимо создать прозрачный канал для жалоб на сексуальные домогательства, с четкими правилами подачи и рассмотрения сообщений, и с гарантиями анонимности. Например, в канадских университетах в правилах прописана не только процедура подачи жалобы, но и определение сексуальных домогательств, и срок, в который можно сообщить об инциденте. Нужно, чтобы было ясно, куда и в какой форме подавать жалобу. Важно сделать информацию максимально доступной и понятной (в том числе для иностранных учащихся, которые плохо знают русский/английский язык), а не просто разместить ее в приказе или в дальнем уголке университетского сайта.

Важно учитывать, что люди, принимающие жалобы лично, должны иметь психологическое образование или хотя бы пройти специальные курсы. Персоне, пережившей насилие, часто и так трудно рассказать об этом, а если ей ответят на жалобу некорректно или грубо, это может не только усугубить ее состояние, но и окончательно лишить желания жаловаться на ситуацию вообще.

2. Информация и просвещение

Важно распространить в университете информацию о домогательствах, об их причинах и последствиях. Согласно опросам американских студентов, обязательные лекции про виды домогательств и способы противодействия им — одна из самых эффективных мер. Такие мероприятия решают сразу две задачи: закрепляют нормы поведения в университетском пространстве и помогают людям, пережившим домогательства понять, что они не одиноки и не виноваты в случившемся. Также просвещение может быть эффективным в случае, если агрессор не считает свои действия плохими и неприятными. Это называется «наивными» домогательствами. В таких ситуациях простой сигнал, что действия агрессора противоречат университетской этике, может прекратить нежелательные действия.

Помимо лекций, часто в качестве метода просвещения используется регулярная рассылка по электронной почте. Также иногда университеты придумывают другие неожиданные способы: например, в Америке печатают информацию на обороте чеков в буфете и на бумаге для сэндвичей, проигрывают ее вместо гудков на телефоне.

3. Опросы студентов

Опросы — то же получение обратной связи, только в другой форме. В общем опросе пострадавшим нужно брать на себя гораздо меньше ответственности, чем в случае частной жалобы, и можно ожидать от них большей открытости. Для участия в опросе зачастую вообще не нужно проявлять инициативу — например, в австралийских университетах пункт о сексуальных домогательствах есть в анкете при обязательном медицинском осмотре.

4. Программы защиты


Система обратной связи бессмысленна, если после подачи жалобы обратившихся будут ждать негативные последствия или месть. Поэтому важно создать систему защиты пострадавших, которая лишит обидчика возможности повлиять на успеваемость и карьеру персоны, подавшей жалобу. Для этого, например, можно сразу переводить студентов в другую группу, а также отслеживать подобные конфликты при назначении экзаменаторов и членов комиссий. Не нужно забывать и о защите персональных данных пострадавших.

5. Штрафы и увольнения

Важно сформировать прозрачную систему наказаний за домогательства: во-первых, четко определить ситуации, подпадающие под это определение, во-вторых, установить санкции — от публичных выговоров и штрафов до увольнения. Решение о применении санкции в каждом случае может выносить, например, этическая комиссия университета. При этом даже просто существование таких санкций уже сокращает количество случаев домогательств, даже если наказания ни разу не применялись.

6. Тьюторы и психологическая поддержка

Тьютор (наставник) — это человек вне стандартной университетской вертикали власти, с которым учащиеся могут свободно советоваться по любым вопросам университетской жизни: выбор учебных курсов, индивидуальный план развития, стресс, конфликты с преподавателями и в коллективе. В случае столкновения с домогательствами возможность обратиться к тьютору может серьезно помочь. У него пострадавшие смогут сразу получить психологическую консультацию и совместно продумать план действий в зависимости от ситуации.

Подобную роль во многих российских университетах могли бы выполнять службы психологической поддержки, но они зачастую существуют формально и не пользуются особым доверием студентов. Кроме того, специалист работающий с темой домогательств должен быть достаточно квалифицированным, понимать специфику ситуации.

7. Статистика случаев домогательств

Статистика не поможет в конкретных случаях, но она дает возможность оценить общую ситуацию, понять значимость и распространенность проблемы. Это позволяет не только вести информированную общественную дискуссию, но и анализировать эффективность разных мер.
«Подводные камни» в борьбе с домогательствами и как их обойти
Нередко другие студенты и сотрудники университета негативно реагируют на меры по борьбе с домогательствами. Обычно такое бывает из-за опасений, что эти меры будут работать как репрессивный механизм и повышать уровень тревожности в коллективе. Разберем самые частые страхи:

1. Ложные доносы

Часто говорят, что механизм подачи жалоб будут использовать не для реальных проблем, а для того чтобы сместить неугодного (слишком строгого) преподавателя или преподавательницу. Но на самом деле процент ложных жалоб довольно низкий. Например, из 136 случаев сексуального насилия, зарегистрированных за 10-летний период в Северо-Восточном университете Бостона, только 8 (5,9%) отнесены к ложным утверждениям. Эти результаты показывают, что распространенность ложных утверждений составляет от 2% до 10%. Кроме того, во многих российских университетах уже есть возможность пожаловаться на преподавателей: например, в ВШЭ для этого есть так называемая «красная кнопка», куда и направляют жалобы. Система подачи жалоб практически не отличается от механизма работы уже существующей системы.

Да, факт домогательств часто сложно проверить, поможет только внимательный подход к каждому заявлению. Например, если на одного и того же преподавателя систематически жалуются — это повод насторожиться. Важно, чтобы были прозрачные, четко прописанные процедуры проверки жалобы, а также чтобы проверяющие или комиссия могли рассчитывать на поддержку и доверие администрации учебного заведения и академического сообщества.

2. «Наших лучших преподавателей уволят, некому будет читать лекции»

Хорошие меры по борьбе с домогательствами направлены на их устранение и обеспечение безопасности для пострадавших, а не только на наказание агрессора. Кажется, что одно без другого невозможно, но в первую очередь переживших домогательства часто интересует восстановление нормальной жизни, а не месть. Если это не систематическое явление или нет твердых доказательств, можно не увольнять сотрудника, а сделать ему словесное предупреждение, наложить штраф и отстранить от работы с пострадавшей персоной.

Но если преподаватель систематически позволяет себе некорректное поведение, возможно, ему не стоит учить других людей, даже если он хороший специалист в своей области. Компетентность преподавателя заключается не только в наличии у него знаний, но и в умении нормально общаться со своими студентами.

3. «Домогательствами» будут считать неформальное общение со студентами»

Как мы уже отмечали в предыдущем разделе, для эффективного предотвращения домогательств необходимо точно зафиксировать, что ими является — это поможет избежать двоякой трактовки и неопределенности. Кроме того, нужно проводить просветительские лекции для студентов и сотрудников, где это будут подробно объяснять. Сами преподаватели, как правило, тоже заинтересованы в обозначении четких границ, потому что не хотят оказаться в ситуации, в которой их поведение оскорбляет учащихся.
Важно

Нужно упомянуть о неоднозначной эффективности многих мер по борьбе с домогательствами. Иногда наличие просветительских лекций служит лишь демонстрацией «правильной» политики в учебном заведении, а на деле они плохо сформированы, носят формальный характер, их наличие ничего не гарантирует. Для руководства университета проще организовать лекцию, чем фундаментально изменить систему, в которой домогательства могут существовать, как явление. Главное — не допустить, чтобы борьба с домогательствами стала лишь частью политики, направленной на улучшение имиджа учебного заведения. Борьба должна быть направлена на реальную помощь и предотвращение.

P.S. Когда мы обсуждали эту статью с коллегами, то выяснили, что иногда можно встретить и хорошие примеры налаженной обратной связи со студентами. Руководство некоторых факультетов МГУ, например, готово реагировать на случаи домогательств и принимать меры. Правда, часто это зависит от прогрессивности и личной инициативы декана того или иного факультета. И все же наличие таких кейсов показывает, что ситуация с домогательствами не безысходна и что её можно улучшить, даже в ближайшей перспективе.
Агрессор — человек, который совершает акт домогательства
UNHCR's Policy on Harassment, Sexual Harassment, and Abuse of Authority UNHCR / 2005
Benya, Frazier, Treating Sexual Harassment as a Violation of Research Integrity./ Issues in Science and Technology 35, no. 2 , 2019
Посттравматическое стрессовое расстройство
Bondestam F., Sexual harassment in higher education – a systematic review / European Journal of Higher Education, Volume 10, 2020
Bondestam F., Sexual harassment in higher education – a systematic review / European Journal of Higher Education, Volume 10, 2020
Osborne, R. L., Sexual Harassment in Universities: A Critical View of the Institutional Response / Canadian Woman Studies, 1992
Robertson С., Dyer C.E., and Campbell A., Campus Harassment: Sexual Harassment Policies and Procedures at Institutions of Higher Learning /Signs 13 (4):792–812, 1988
Robertson С., Dyer C.E., and Campbell A., Campus Harassment: Sexual Harassment Policies and Procedures at Institutions of Higher Learning /Signs 13 (4):792–812, 1988
Lisak D., Gardinier L., Nicksa S., Cote A., False Allegations of Sexual Assault: An Analysis of Ten Years of Reported Cases /Violence Against Women, 2010
Cогласно опросам, 96% пострадавших хотят прекращения оскорбительного поведения, а 45% хотят, чтобы им предоставили защиту от агрессора
Bisom-Rapp, Susan, Sex Harassment Training Must Change: The Case for Legal Incentives for Transformative Education and Prevention / 71 Stanford Law Review Online 62 , 2018
Osborne, R. L., Sexual Harassment in Universities: A Critical View of the Institutional Response / Canadian Woman Studies, 1992
Согласно опросам, 96% пострадавших хотят прекращения оскорбительного поведения, а 45% хотят, чтобы им предоставили защиту от агрессора
Bisom-Rapp, Susan, Sex Harassment Training Must Change: The Case for Legal Incentives for Transformative Education and Prevention / 71 Stanford Law Review Online 62 , 2018
Osborne, R. L., Sexual Harassment in Universities: A Critical View of the Institutional Response / Canadian Woman Studies, 1992