Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
Close



Как создать студенческую организацию?
И зачем вообще это делать
Автор: Никита Кучинский
Иллюстрация: Ира Гребенщикова
Публикация: 10/11/2020
Университетские СМИ, парламентские клубы, ридинг-группы и другие внеучебные занятия часто становятся основным местом, где студенты могут проявить и реализовать себя. Иногда студенческие организации, созданные студентами во время учебы, продолжают жизнь вне университета, становясь независимыми проектами. Например, так появился наш журнал! DOXA разобралась, как создать студенческий проект, что для этого нужно и где получить поддержку.
Зачем нужны студенческие организации и как они работают?


Студенческие организации — это любые добровольные объединения студентов внутри университета. Их участники могут организовывать внеучебные мероприятия как в стенах университета, так и вне него, предлагать свои решения студенческих проблем и даже помогать студентам защищать свои права.

Тематику студенческой организации можно придумать, опираясь на профиль университета или на собственные идеи. На факультете журналистики можно создать свою программу и приглашать туда известных гостей (такой была программа «В точку! Персона» в ВШЭ), на факультете философии — ридинг-группу. Творческие объединения, спортивные организации, клуб документального кино, студенческие медиа — все это можно создать во время учебы в университете.

Студенческие организации помогают студентам развивать навыки, нужные как для учебы в университете, так и для будущей профессии. Например, можно создать парламентский клуб, чтобы в дебатах развивать умение дискутировать и аргументированно обосновывать позицию, а также уважительно относиться к друг другу. Такой политклуб есть в МГИМО: на встречах его участникам предлагают даже примерить на себя роль руководителя партии или кандидата на выборах. Иногда студенческие организации могут продвигать общественно-важные идеи среди студентов. Например, «Зеленая Вышка» в ВШЭ популяризирует раздельный сбор отходов и экологичный образ жизни.

Помимо этого, студенческие организации помогают студентам защищать свои права — можно создать собственное медиа, чтобы рассказывать о проблемах вашего вуза. Студенческая инициатива не обязательно должна быть ограничена работой в университете, но начинать работу, если вы студент, всегда проще и интереснее именно там.
Зачем нужно регистрировать организацию?


Зачастую статус студенческой организации дает преимущества внутри университета, в том числе, право полноценно работать и напрямую взаимодействовать со студентами, вовлекать их в работу организации. В некоторых вузах зарегистрированные организации могут рассчитывать еще и на ежегодное финансирование, бесплатный доступ к типографии вуза, информационную поддержку от университетских ресурсов и отдельное помещение для работы организации.


Статус студенческой организации, конечно, избавит вас от необходимости обращаться в деканат по поводу каждого мероприятия (без разрешения администрации нельзя получить помещение, необходимое оборудование и медийную поддержку). Однако этот статус имеет свои ограничения. Например, он может дать администрации возможность ограничить тематику проектов и мероприятий. Именно так в 2019 году журнал DOXA лишили статуса якобы за «вред деловой репутации университета» из-за журналистской публикации, посвященной деятельности ректорки РГСУ Натальи Починок.
И как же мне ее зарегистрировать?


Студенческую организацию может создать любой учащийся, нужно лишь подготовить несколько документов и направить их в правильные инстанции. Механизм регистрации зависит от внутренних приказов вуза, но часто зарегистрировать организацию можно двумя способами.

  1. Через внутренние сайты. Иногда на сайте университета есть специальный раздел для регистрации студенческих инициатив. Например, в Высшей школе экономики для регистрации нужно оставить заявку на внутренней платформе ВышкаFamily, в Московском городском педагогическом университете заполнить специальную форму на сайте. Вашу заявку рассмотрят и предложат подробнее рассказать о том, зачем вам нужна официальная регистрация.

  2. Через обращение напрямую. Если на сайте вуза такого раздела нет, то нужно обратиться в отдел по внеучебной работе, в деканат или ректорат. В деканат и ректорат нужно идти, если организация будет действовать на территории всего университета, а не одного факультета. Заодно можно обратиться и в студенческий совет университета — они помогут и подскажут, что нужно делать.
Заранее подготовьте для регистрации:

  • Список участников организации с указанием фамилии, имени, отчества, факультета и курса обучения, обязанностей в организации;
  • Сформулированные цели, задачи организации;
  • Список нужд организации. В него может входить помещение, техника и многое другое;
  • План мероприятий, которые вы хотели бы провести.

Предоставление такой информации университету, скорее, формальность. И все же ее нужно соблюсти, чтобы показать руководству серьезность ваших намерений и важность статуса студенческой организации для вас.
Что делать, если мою студенческую организацию не зарегистрировали или лишили статуса?


Для начала обязательно нужно обратиться к университетским профсоюзам, студенческому совету и уполномоченному по правам студентов в вашем университете. Если студсовет или профсоюз не решит проблему, пожалуйтесь на отказ зарегистрировать вашу организацию в деканат и ректорат. В жалобе нужно сослаться на письмо Минобрнауки о рекомендуемых формах студенческого самоуправления, а также потребовать, чтобы вам письменно объяснили причины отказа.

Если студенческую организацию лишили статуса, стоит тоже обратиться в ректорат и потребовать письменного объяснения. Отказ в регистрации не должен отразиться на работе вашего объединения. Разве что, вы не сможете получать официальную поддержку вуза, но остальные возможности у вас останутся. Например, у вас сохранится право отдельно согласовывать запланированные мероприятия и договариваться с администрацией о предоставлении помещения.

Если вы остались без статуса студенческой организации, попробуйте получить поддержку среди студентов своего и других вузов, готовых помочь в развитии вашей инициативы. Для начала начните развивать ресурсы организации — например, собственный сайт и страницы в соцсетях. Это поможет привлечь больше людей, которые готовы помогать. Материальную поддержку от вуза можно заменить самостоятельным сбором средств. Его можно открыть на вашем сайте или на страницах организации в соцсетях. Главное — рассказать, зачем вам нужна поддержка и на что вы собираетесь тратить деньги.
А что делать, если меня принуждают к участию в студенческой организации?


Иногда руководство университета требует от студентов участвовать в студенческих организациях для получения повышенной стипендии или перевода на бюджетное место. Некоторые вузы даже могут предоставлять места в общежитии только при активном участии в студенческой жизни. Например, в РГСУ существует система «аттестации» для получения места, где один из критериев — участие в «университетской активности».


По закону университет действительно может сам решать, за что поощрять студентов, но это должно быть зафиксировано в правилах внутреннего распорядка вуза. Если от вас требуют участвовать в студенческих организациях ради каких-то льгот, внимательно прочитайте университетские приказы и правила внутреннего распорядка. Если в правилах этого нет, но на деле университет учитывает такую активность, стоит обратиться в ректорат с требованием объяснить, почему эта система не прописана в правилах.
«В точку! Персона» — ток-шоу, в котором студенты ВШЭ брали интервью у знаменитых людей. Его закрыли после того, как они решили пригласить в программу Любовь Соболь.
Встречи, на которых читают и обсуждают философские, антропологические и другие тексты.
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
8) прием обучающихся в образовательную организацию;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ)
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
15.1) проведение социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядокпроведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 18.03.2020 N 53-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в учении";
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет";
22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)