Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
Close



Курсовая работа: с чего начать?
Гайд по написанию курсовой, часть I
Авторка: Татьяна Колобакина
При участии Ирины Сусловой
Иллюстрация: Ира Гребенщикова
Публикация: 03/12/2020
Ко второму году обучения практически все студенты начинают думать о курсовой работе. Что это такое? Как найти научного руководителя? И так ли страшны несколько тысяч символов? Отвечаем на эти вопросы вместе с доктором культурологии и профессором ВШЭ Анной Новиковой.
Что такое курсовая работа?

Это научно-исследовательская проектная работа, которую студенты пишут в основном на втором-третьем курсе. Она — обязательная часть образовательной программы для каждого студента или студентки, эта работа включена в учебный план. Для студентов курсовая — возможность понять, интересует их научная деятельность или нет, и попробовать свои силы в академических работах.
Какие бывает курсовые?

В основном под курсовыми работами имеют в виду письменные исследования — такую работу называют академической. Но на некоторых факультетах студенту не обязательно писать научную работу: вместо нее можно сделать какой-то продукт или что-то создать. Например, на программах «Журналистика» и «Медиакоммуникации» ВШЭ можно снять документальный фильм, написать собственный сценарий или сделать подкаст. Такая курсовая работа называется творческой.

Обычно форматы курсовой определяет сам университет и зачастую студентам доступен лишь один ее вид — академическая работа. Но если вы учитесь на факультете, где теоретически возможно сделать творческую работу, лучше уточнить у преподавателей или старшекурсников, есть ли у вас такая возможность.
Как выбрать тему исследования?

Для начала попробуйте понять, хочется ли вам вкладывать силы в полноценное исследование. Бывает, что интереса к курсовой работе и сил на нее нет — тогда можно взять простую и понятную тему, уточнив у старшекурсников, с кем легче написать работу по ней. Но если у вас есть время, силы и желание получить что-то большее, чем просто зачет, то стоит выбрать действительно интересную тему, подходящую к профилю обучения. Нужно попробовать понять, на какие вопросы хотелось бы получить ответы — возможно, это и станет темой вашей курсовой работой.

Анна Новикова: «Иногда причины интереса [к теме] оказываются весьма далеки от научных, но это не всегда плохо. Иногда научные интересы вырастают из попытки решить вполне бытовые или личные вопросы. Важна осознанность: почему я хочу этим заниматься здесь и сейчас? Еще нужно посмотреть, кто интересуется этой темой, и попытаться понять, что заставляет их тратить на это свое время. Есть популярные и понятные темы, а есть темы специфические, в которых надо дольше и кропотливее разбираться».

А если идей совсем нет, можно поискать тему на сайте университета или образовательной программы. Обычно там размещают темы прошлогодних курсовых работ, которые, возможно, помогут вам определиться с темой будущего курсового проекта. Или, например, если вам нравится работать с каким-то преподавателем на его парах, можно попросить его быть вашим научным руководителем и придумать тему вместе. Иногда научники и сами предлагают список конкретных тем, с которыми они работают, и вы можете выбрать уже из них.
Кто такой научный руководитель?

Студенты пишут курсовую работу вместе с преподавателем — его называют научным руководителем (сокращенно «научник» или «научрук»). Он сопровождает студентов в процессе написания всей работы: отвечает на вопросы, помогает выбрать метод исследования и найти нужную литературу, а еще дает советы по оформлению.

Тем, кто хочет серьезно подойти к написанию курсовой, нужно определиться со сферой научного исследования, в рамках которой хочется работать. Еще можно заранее расспросить знакомых с других курсов о выбранном вами научном руководителе. Во многих университетах есть даже таблицы с отзывами о научниках. После того, как определитесь, надо подготовить примерную тему работы и самому связаться с выбранным научным руководителем. Не бойтесь просить совета у старшекурсников или преподавателей, особенно если пишете курсовую работу впервые. Но, если решите просить помощи, старайтесь как можно более четко сформулировать вопросы о том, что вам хотелось бы узнать.
Могу ли я потом поменять научрука? А тему?

Да, но только в течение ограниченного времени. Стоит уточнить в университете, до какого месяца вы можете поменять научника: где-то это можно сделать даже под конец года, а где-то — только в первом семестре. То же самое и со сменой темы.

Если захочется сменить научного руководителя, нужно написать в деканат или учебный офис с такой просьбой. Вас попросят заполнить бланк заявления на смену научного руководителя, в котором нужно указать свои данные, а в качестве причины указать «в связи со сменой научных интересов».

А чтобы изменить тему курсовой работы, нужно написать заявление на имя руководителя факультета и кратко объяснить, почему вы решили поменять тему — можно снова написать, что «в связи со сменой научных интересов». На заявлении должны поставить отметки о согласии научный руководитель и академический руководитель (тот, кто руководит программой или кафедрой). Потом подписанное ими заявление нужно передать в учебный офис, а после этого руководитель факультета выпускает приказ об изменении темы. Как только вы получите этот приказ, знайте, что вашу тему приняли и утвердили.
Из чего состоит курсовая работа?

Размер полностью написанной курсовой работы — один (40 тысяч знаков) или полтора (60 тысяч знаков) академических (печатных) листа. Ее обязательные части:

  • Титульный лист. На нем нужно указать название вуза, тему работы, ваши ФИО и ФИО научного руководителя — но обязательно используйте тот шаблон, который официально выбран в вашем университете;
  • Оглавление. Текст курсовой работы обязательно нужно разбить на главы и дать каждой из них название;
  • Введение. Это проект курсовой работы, в нем нужно указать объект и предмет исследования, исследовательский вопрос, гипотезу, сформулировать цели и задачи исследования;
  • Основной части. В нее входит теоретическая часть и практическая. В теоретической нужно сделать обзор и анализ научных теорий, на которые вы опираетесь в работе, а в практической — привести примеры, чтобы подтвердить ваш теоретический тезис;
  • Заключение. Это подведение итогов, в нем нужно рассказать о результатах исследования и по возможности объяснить, почему они получились такими;
  • Список использованной литературы. О том, как составлять список литературы, мы расскажем позже в отдельном гайде, а пока, если интересно, об этом можно прочитать здесь.
Иногда в курсовых работах появляется еще один раздел — приложение: тексты проведенных вами интервью, фотографии, графики и таблицы, видеозаписи, — то есть материалы, которые вы создали самостоятельно и использовали в работе.
Так с чего мне начать?

Прежде чем приступать к основной части, нужно подготовить примерный проект исследования: объект и предмет исследования, исследовательский вопрос, гипотезу, цели и задачи исследования, его научную новизну и актуальность. Конечно, в процессе написания курсовой работы вы будете менять формулировки, а может и целые пункты, во введении. Но все же для начала нужно хотя бы приблизительно обозначить, о чем вы будете писать.

Анна Новикова: Все это [во введении] – система координат! Она позволяет не заблудиться еще в начале пути, задать верное направление движения. Их [пункты] нужно сформулировать так, чтобы тому, кто читает вашу работу, было понятно, что вы изучаете. Введение (и все его формальные пункты) необходимы именно для того, чтобы помочь исследователю проложить путь, обойти мели и доплыть до цели.
А чем части введения отличаются друг от друга?

Исследовательский (ключевой) вопрос — это практически цель исследования. Чтобы точнее его сформулировать, постарайтесь ответить на вопрос: «Что конкретно я исследую?». Скорее всего, это будет какое-то узкое понятие или процесс — на него и нужно ориентироваться в постановке вопроса.

При формулировании цели попробуйте представить итог вашей работы: каким может быть ее результат? А затем подумайте, как к этому результату прийти: так получится список задач, которые вам тоже нужно зафиксировать во введении.

Объект исследования — это то, что вы изучаете (группа людей, художественное произведение, научное явление). Предмет исследования — это одно из свойств или характеристик объекта. Объект исследования всегда шире, чем предмет. Чтобы получить определение предмета исследования, достаточно просто посмотреть на тему вашей работы и переформулировать ее.

Кроме этого, нужно написать об актуальности исследования и его научной новизне. Чтобы сформулировать актуальность темы, попробуйте ответить на вопрос: «Почему меня это интересует прямо сейчас?». Научную новизну сформулировать тоже просто: нужно лишь рассказать, в чем отличие вашей работы от других, которые были написаны в этой же научной сфере ранее. Правда, для этого придется почитать литературу по вашей теме заранее — так же, как и в случае с формулированием гипотезы и цели исследования.
Чем мне пользоваться при написании курсовой?

Поиск и подбор научной литературы является чуть ли не самым сложным этапом в написании курсовой работы. Если решили серьезно взяться за работу, попробуйте заранее очертить предполагаемый круг литературы, которая соответствует теме вашей курсовой. Можно попросить о помощи вашего научного руководителя или других преподавателей — конечно, предварительно спросив, не против ли они.

Бывает так, что необходимой литературы нет в интернете, поэтому не бойтесь приходить за ней в библиотеки. Иногда можно поискать литературу на сайтах с открытым доступом к научным работам, либо в электронной библиотеке университета, если она есть в вашем вузе. Кроме того, не забывайте, что вы можете использовать не только книги, но и чужие исследования — главное, обязательно ссылайтесь на них в работе, иначе ее могут не засчитать за плагиат.
А плагиат в работе как-то проверяют?

Во многих университетах работы действительно проверяют с помощью специальной системы «Антиплагиат». Она определяет процент оригинальности в тексте, сравнивая его с другими работами, написанными ранее. Каждый университет самостоятельно определяет, сколько процентов плагиата может быть в работе. Так что обязательно перед написанием исследования уточните процент оригинальности, необходимый для сдачи курсовой работы.

А чтобы не переживать, перед сдачей курсовой работы можно проверить работу на «Антиплагиате» самостоятельно — доступная всем версия определяет количество заимствований почти так же точно, как и университетская.
Я закончил курсовую — что будет дальше?

Когда студент заканчивает курсовую работу, научный руководитель проверяет ее и утверждает. Иногда на этом ваша работа и заканчивается: научник сам ставит за нее оценку. Но во многих вузах после утверждения курсовой научным руководителем ее еще надо защитить.

Защита — это своеобразный рассказ о курсовой работе. Студенту нужно распечатать ее, принести преподавателю, который принимает защиту, и затем кратко рассказать о сути работы. Лучше всего заранее уточните у своего научного руководителя, в каком формате вам нужно сдать работу и на каком носителе. Принимать защиту будет уже не научник, а другой преподаватель — он может задавать вопросы, а по итогу защиты выставит оценку.
Что будет, если я не сдам курсовую работу?

Если не удалось сдать курсовую работу с первого раза или в ней нашли больше плагиата, чем разрешено, то она становится академической задолженностью. Такая задолженность не означает, что вас отчислят — вы можете ее пересдать. Мы рассказывали в отдельном гайде, что такое пересдачи и как они проходят.