«Изучай, расширяй, эксплуатируй, уничтожай» — можно подумать, что это мрачный девиз колонизаторов викторианской эпохи, увлекшихся идеями социал-дарвинизма, но на самом деле так называется самый популярный жанр стратегий. Формулировка 4X (eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate) была предложена гейм-дизайнером Аланом Эмрихом еще в 1993 году и наиболее кратко характеризует суть игрового процесса в подобных стратегиях.
Как правило, в них игроку предлагается взять под свое управление некоторое политическое сообщество и провести его сквозь века или тысячелетия. Ключевым при этом является внутриигровое пространство: именно его предлагается изучать, чтобы затем установить контроль над территорией с важными ресурсами, которые можно выкачивать. Эти ресурсы нужны для последней составной части игр этого типа — уничтожения противников.
В компьютерных стратегиях политика тесно связана с пространством и контролем над ним. Например, обычное условие победы в серии игр Total War — контроль над определенным числом провинций, в SimCity мы постоянно завоевываем все больше пространства для города, а в Civilization IV развитие культуры необходимо, чтобы отвоевывать контроль над уже занятой соседом территорией, не затрачивая ресурсы на ведение войны. Контроль над территорией — основа геймплея в стратегиях, и такой взгляд на политические процесс отсылает нас к оптике классической геополитики.