Так было не всегда: зародившись при Платоне, в Средние века идея справедливости оказалась в теоретическом забвении и не смогла возродиться даже в эпоху Просвещения, когда общество начало говорить о свободе и равенстве. Справедливость стала революционной идеей только в XX веке, и я думаю, что сейчас можно сказать, что мы живем в «век справедливости».
Важной точкой стало появление «Теории справедливости» Джона Ролза в 1971 году. Ролз уловил меняющиеся настроения в западных обществах — и предложил на их основании концепт справедливого общества, который придал глубину тогда только формировавшейся публичной дискуссии о справедливости.
Справедливость сложно осмыслить, еще сложнее — о ней договориться. С одной стороны, есть долгая история обсуждения того, что такое справедливость. С другой стороны, мы постоянно обращаемся к идее справедливости, чтобы при ее помощи переосмыслить наше отношение к самым разным сферам современной жизни — от чего меняется и сама эта идея.
Нельзя сказать, что мы договорились насчет того, что такое справедливость. У каждого есть свое понимание базовых понятий — равенства, свободы, достоинства и справедливости. Вряд ли мы придем к единому мнению, но — и это хорошая новость — если обсуждать с другими наши представления о справедливости, то есть шанс договориться об общем языке и о тех ценностях, которые мы готовы разделить.
Сейчас функция понятий вроде справедливости — выявлять недостаточно справедливые, свободные и эгалитарные общества. Человек не может остановиться и сказать: «Да, мы достигли максимума и больше не можем стать честнее, справедливее —
или свободнее».