По разным оценкам (
1,
2), более четырех миллионов иранцев живут за пределами страны. Это результат нескольких волн эмиграции, политических репрессий, войн и экономических потрясений.
По мнению Ахмада Зейдабади, главного редактора иранской газеты AZAD и кандидата наук по международным отношениям в Тегеранском университете, причины миграции для многих разнятся, что не позволяет пока выстроить единое сообщество или даже оппозицию в изгнании. Однако работа иранских журналистов продолжает влиять на режим исламской республики: именно журналисты при поддержке леворадикальной Организации моджахедов иранского народа
◻️ заявили в 2002 году о первых доказательствах развития иранской ядерной программы.
Али АзизиМножество иранцев находится за границей. Около 700 000 иранцев живут только в США, но это забавно: я не знаю никого из них, кроме своего соседа по комнате. Есть небольшие группы, празднующие персидский Новый год, но я не вижу сплоченное сообщество, поддерживающее друг друга. И не знаю, существует ли подобное в других культурах, которые пытаются убежать от авторитарного режима: в индийских, китайских, русских общинах. Сейчас много иранцев не могут вернуться домой: правительство преследует их, если они возвращаются. Однако если что-то изменится, я думаю, они с радостью возьмут билет на самолет и помогут отстроить страну заново.
Что касается образования, то ситуация сильно зависит от того, где вы учитесь. Например, в университете Шарифа — по сути, лучшем в Иране — более 70% студентов, что учились со мной,
уехали из страны и продолжили обучение в европейских и американских университетах
◻️. Это доказывает, что система образования работает и санкции повлияли скорее на карьерные возможности внутри страны, чем на качество образования.
Парса МехранфарДесятки моих друзей и родственников уехали. Эта масса людей, покидающих страну, не ограничивается только эпохой после 2016 года. После иранской революции были разные волны бегства людей из страны, затем было несколько войн, которые тоже вели к массовой миграции, а еще через десять лет очередная волна людей уехала за границу из-за политических репрессий. Причина не только в санкциях, но и во внутренних проблемах кровожадного авторитарного режима.
Есть много сил, которые пытаются помочь людям внутри страны, но они разрознены. Есть сторонники свергнутой монархии Пехлеви; есть те, кто действительно был вовлечен в революцию, но оказался в изгнании во время внутренних распрей. Как правило, это были левые, и сейчас они или где-то в Албании, или разбросаны по всей Европе. До определенного момента оппозиция не могла найти общий язык, чтобы помочь людям в Иране. Десятки тысяч оппозиционных иранцев живут в США и Великобритании, но для них предел борьбы сейчас — подключение к телеканалам BBC Persian, Voice of America, Manoto.
У оппозиции за рубежом есть претензии и предложения к нынешней власти, но с момента иранской революции прошло уже 34 года. Сделать что-то серьезное и осязаемое, кроме написания гневных статей, сообщество за пределами страны не смогло. Это разочаровывает, я знаю. У нас создать единую оппозицию в изгнании не получилось, может, у вас это получится.