Консервативный поворот начался в Польше с прихода к власти партии «Право и справедливость» в 2015 году. До этого партия уже находилась у власти — с 2005 по 2010 год президентом страны был один из основателей партии Лех Качиньский
◻️, а после победы на выборах в 2005 году партия около двух лет имела большинство в парламенте, из которых чуть более года премьер-министром страны был брат-близнец Леха — Ярослав.
«Право и справедливость» вновь победила на выборах в 2015 году и почти сразу вступила в конфликт с судебной властью — тогда лояльный партии
◻️ президент Анджей Дуда
отказался принимать присягу у пяти
◻️ утвержденных перед выборами судей, а уже новый парламент назначил вместо них свои кандидатуры. Конституционный трибунал признал незаконным назначение троих из них, так как на их место предыдущий созыв уже назначил судей, чьи полномочия начинались при старом Сейме. Но Сейм — не имея таких полномочий — отменил результаты предыдущих выборов судей и в ночь перед решением суда назначил в трибунал свои кандидатуры.
На выборах 2015 года «ПиС» получила первое в истории посткоммунистической Польши абсолютное большинство в Сейме, благодаря чему могла сформировать правительство без вступления в коалицию. Полномочия парламента заканчивались в октябре 2019 года, и до этого времени 9 из 15 судей трибунала должны были уйти на пенсию из-за девятилетнего ограничения срока полномочий. На момент кризиса 9 судей были назначены перешедшей в оппозицию «Гражданской платформой», а 6 — «ПиС». Если бы консерваторам из «ПиС» не удалось помешать назначению трех судей, чьи полномочия были признаны законными, партия Качиньского не смогла бы получить большинство из лояльных судей в трибунале до следующих выборов — это сделало бы Конституционный трибунал одним из последних независимых от «ПиС» институтов в стране.
Предыдущий глава трибунала Анджей Жеплиньский, чьи полномочия истекли в декабре 2016 года, перед отставкой
обвинил «Право и справедливость» в создании параллельной правовой системы и движении в сторону автократии. В течение его полномочий консервативный парламент принял несколько законов, призванных минимизировать способность трибунала влиять на действия правительства.
Ярослав Качиньский
обосновывал конфликт демократизацией и уважением к праву: «В демократическом правовом государстве ни один орган власти, включая Конституционный трибунал, не может игнорировать [принятые парламентом] законы». Но власть открыто злоупотребялала своим положением, чтобы помешать суду работать: в марте 2016 года тогдашняя премьерка Беато Шидло отказалась публиковать в официальной прессе решение судей о признании неконституционной реформу суда, которая давала больше власти назначенцам правящей партии — из-за этого решение, согласно польским законам, просто не смогло вступить в силу.
Через день после отставки Жеплиньского, Дуда
назначил президенткой суда Юлию Пшилембскую, которую «Право и справедливость» годом ранее назначила судьей трибунала.
В 2019 году в Верховном суде появилась Дисциплинарная палата, которая является последней инстанцией в разбирательствах по дисциплинарным делам и состоит из судей,
назначенных уже после прихода «ПиС» к власти. Например, палата получила полномочия лишать судей неприкосновенности, если против них возбудили уголовное дело.
Новые дисциплинарные правила критиковались в том числе из-за опасений, что судей будут привлекать к ответственности из-за принятых ими решений. В 2020 году в Польше
запретили подвергать сомнению полномочия судей, назначенных президентом, а также открыли дисциплинарные расследования против 1 278 судей, обратившихся к ОБСЕ
◻️ с просьбой проконтролировать президентские выборы. В августе 2021 Польша под давлением Евросоюза ликвидировала Дисциплинарную палату.