Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
 
Право на справедливость
Как в Польше борются с абортами, независимыми судами и свободой слова
Автор: Витя Ершов
Редактор: Герман Нечаев
Коллаж: Витя Ершов
Публикация: 21 ноября 2021
В сентября 2021 года в Польше от септического шока умерла 30-летняя женщина. Врачи оттягивали аборт, опасаясь уголовной ответственности — в прошлом году суд запретил прерывать беременность при патологии плода. Смерть женщины — первой известной жертвы новых ограничений — спровоцировала массовые протесты против правящих консерваторов и за либерализацию абортов.

DOXA разбирается, в чем суть ограничений, какова история абортов в Польше и какие политические изменения в стране привели к такой ситуации.
Почему в Польше протестуют?
22 сентября 2021 года в Польше умерла Изабела ◻️ — 30-летняя женщина из села Чвиклице на юге Польши. Причиной ее смерти стал септический шок ◻️ на 22 неделе беременности. Врачи затягивали прерывание беременности, несмотря на несовместимый с жизнью порок у плода, и дожидались его гибели. В сообщениях родственникам Изабела связывала решение врачей с жесткими ограничениями на аборты, которые в прошлом году ввел Конституционный трибунал ◻️.

Широкая общественность узнала об этой трагедии только через месяц. Изабела — первая известная жертва новых правил проведения абортов в Польше. Согласно постановлению Конституционного трибунала, болезнь плода — не основание для прерывания беременности. При этом еще в 2020 году именно болезнь плода стала причиной 97,8% (1030 из 1053) абортов в стране.

Новость о смерти Изабелы спровоцировала массовые протесты в разных городах страны. По оценке газеты Wyborcza, в марше 6 ноября в столице страны Варшаве приняли участие несколько десятков тысяч человек (население города — 1,8 миллиона человек). На марш под лозунгом «Ни одной больше!» вышли лидер главной оппозиционной партии «Гражданская платформа», бывший премьер Польши и бывший председатель Европейского совета Дональд Туск, а также мэр Варшавы и участник второго тура президентских выборов 2020 года Рафал Тшасковский.
Что это за решение трибунала?
Прошлой осенью более 100 консервативных депутатов подали ходатайство в Конституционный трибунал, лояльный к правящей партии «Право и справедливость», потребовав признать не соответствующими конституции аборты из-за патологии плода, так как это нарушает «права ребенка на свободу от дискриминации на основании состояния здоровья».

Трибунал постановил, что аборты на основании «тяжелого и необратимого дефекта плода или неизлечимой болезни, угрожающей жизни плода», неконституционны. Судьи назвали такой аборт «узаконенной евгенической практикой в отношении права на жизнь нерожденного ребенка». В результате в легальной сфере осталось всего 2% операций.

Подавляющее большинство граждан не поддержали решение трибунала: по опросам, против него выступили около 70% поляков. Среди женщин от 18 до 40 лет, которых новые ограничения касаются сильнее всего, только 2% их поддержали.

Постановление трибунала привело к заметному падению рейтинга «Права и справедливости»: с августа по ноябрь 2020 года он снизился с 44% до 34%. Тем не менее, партия осталась самой популярной политической силой в стране, и сейчас за нее готовы проголосовать 39% поляков. Две крупнейшие оппозиционные силы — объединение «Гражданская коалиция» и партию «Польша 2050» — поддерживают 24% и 14% граждан страны соответственно.
Как происходило ужесточение правил?
До 2020 года в Польше можно было делать аборты на трех основаниях: при угрозе жизни матери, при беременности вследствие инцеста или изнасилования и если у плода диагностируют серьезные отклонения от развития, в том числе несовместимые с жизнью. После решения трибунала законными остались только первые два основания.

В 2016 году власти уже пытались запретить аборты по всем основаниям — и ввести наказание до пяти лет тюрьмы для врача и матери при прерывании беременности. Законопроект как петицию внесла в парламент организация «Остановим аборты». Инициативу подписали 100 тысяч человек. Изначально все члены фракции «Права и справедливости» единодушно поддержали проект, проголосовав за его передачу в профильный парламентский комитет.

Но в результате протестов и забастовок от законопроекта отказались — сначала его рекомендовал отклонить комитет Сейма по правосудию и правам человека, а после против него проголосовали 352 депутата и депутатки из 460. Изменению их позиции способствовала и оппозиция со стороны влиятельной в стране католической церкви: хотя она поддерживала полный запрет абортов, но выступала против наказания для женщин. Католическая церковь сыграла важную роль в сопротивлении коммунистической диктатуре и транзиту к демократии, а ранее — в восстановлении независимости, из-за чего до сих занимает значительное место в жизни и политике. Тем не менее, в последнее время ее влияние сокращается: в 2021 году 46% поляков отрицательно отзывались о церкви против 43% тех, кого устраивала ее работа. Среди людей от 18 до 29 только 9% хорошо относятся к церкви, а 47% молодежи рассказали о негативном отношении.

Акции против изменения законодательства вошли в историю как «Черный протест» — участницы и участники одевались в черную одежду в знак траура по репродуктивным правам полек.

По оценке главы женской НПО «Федерация за женщин и планирование семьи» (Federa) Кристины Каспуры, польские женщины в год совершают от 100 000 до 150 000 абортов. Те, кто могут это себе позволить, едут в Чехию, Германию, Словакию или Нидерланды, остальные проводят аборты с риском для жизни внутри страны.

В соседних странах существуют НКО, которые помогают женщинам выезжать за рубеж и оплачивают расходы — 15% обращающихся к ним полек не могут позволить себе сделать аборт за свой счет.
В Польше всегда были жесткие законы против абортов?
Сейчас Польша — крупнейшая европейская страна, в которой запрещены аборты. Кроме нее, это право отсутствует в некоторых других государствах с сильным католическим влиянием — Мальте, Сан-Марино ◻️, Лихтенштейне, Ватикане, Монако и Андорре. Последней крупной европейской католической страной, которая отменила запрет на аборты, стала Ирландия, сделавшая это в 2018 году.

В Польше первые шаги в сторону разрешения абортов были предприняты еще в 1932 году: в стране разрешили аборты, если беременность наступила в результате преступления, и по медицинским показаниям. Польша стала второй страной в мире — после Советского Союза — где женщинам дали такую возможность. В 1942 году нацистская оккупационная администрация легализовала аборты по запросу женщины, но после деоккупации их снова запретили.

В 1956 году, через несколько месяцев после смерти лидера Польши Болеслава Берута, управлявшего страной по примеру Сталина, в стране фактически полностью легализовали аборты. Формально аборты разрешили при «тяжелых жизненных условиях». Но эта формула была настолько размытой, что ею могла воспользоваться любая женщина, желающая прервать беременность: в 1962 году в Польше провели 400 000 абортов.

Действующий закон об абортах приняли в 1993 году — тогда президентом страны был католик Лех Валенса, а Папой Римским — поляк Иоанн Павел II, которые поддерживали ограничения. Закон предусматривает наказание от 3 до 10 лет для врача и всех, кто склонял женщину к аборту. Запрет абортов привел к увеличению числа детей-сирот и подростковых беременностей.
Почему трибунал занял сторону противников абортов?
Консервативный поворот начался в Польше с прихода к власти партии «Право и справедливость» в 2015 году. До этого партия уже находилась у власти — с 2005 по 2010 год президентом страны был один из основателей партии Лех Качиньский ◻️, а после победы на выборах в 2005 году партия около двух лет имела большинство в парламенте, из которых чуть более года премьер-министром страны был брат-близнец Леха — Ярослав.

«Право и справедливость» вновь победила на выборах в 2015 году и почти сразу вступила в конфликт с судебной властью — тогда лояльный партии ◻️ президент Анджей Дуда отказался принимать присягу у пяти ◻️ утвержденных перед выборами судей, а уже новый парламент назначил вместо них свои кандидатуры. Конституционный трибунал признал незаконным назначение троих из них, так как на их место предыдущий созыв уже назначил судей, чьи полномочия начинались при старом Сейме. Но Сейм — не имея таких полномочий — отменил результаты предыдущих выборов судей и в ночь перед решением суда назначил в трибунал свои кандидатуры.

На выборах 2015 года «ПиС» получила первое в истории посткоммунистической Польши абсолютное большинство в Сейме, благодаря чему могла сформировать правительство без вступления в коалицию. Полномочия парламента заканчивались в октябре 2019 года, и до этого времени 9 из 15 судей трибунала должны были уйти на пенсию из-за девятилетнего ограничения срока полномочий. На момент кризиса 9 судей были назначены перешедшей в оппозицию «Гражданской платформой», а 6 — «ПиС». Если бы консерваторам из «ПиС» не удалось помешать назначению трех судей, чьи полномочия были признаны законными, партия Качиньского не смогла бы получить большинство из лояльных судей в трибунале до следующих выборов — это сделало бы Конституционный трибунал одним из последних независимых от «ПиС» институтов в стране.

Предыдущий глава трибунала Анджей Жеплиньский, чьи полномочия истекли в декабре 2016 года, перед отставкой обвинил «Право и справедливость» в создании параллельной правовой системы и движении в сторону автократии. В течение его полномочий консервативный парламент принял несколько законов, призванных минимизировать способность трибунала влиять на действия правительства.

Ярослав Качиньский обосновывал конфликт демократизацией и уважением к праву: «В демократическом правовом государстве ни один орган власти, включая Конституционный трибунал, не может игнорировать [принятые парламентом] законы». Но власть открыто злоупотребялала своим положением, чтобы помешать суду работать: в марте 2016 года тогдашняя премьерка Беато Шидло отказалась публиковать в официальной прессе решение судей о признании неконституционной реформу суда, которая давала больше власти назначенцам правящей партии — из-за этого решение, согласно польским законам, просто не смогло вступить в силу.

Через день после отставки Жеплиньского, Дуда назначил президенткой суда Юлию Пшилембскую, которую «Право и справедливость» годом ранее назначила судьей трибунала.

В 2019 году в Верховном суде появилась Дисциплинарная палата, которая является последней инстанцией в разбирательствах по дисциплинарным делам и состоит из судей, назначенных уже после прихода «ПиС» к власти. Например, палата получила полномочия лишать судей неприкосновенности, если против них возбудили уголовное дело.

Новые дисциплинарные правила критиковались в том числе из-за опасений, что судей будут привлекать к ответственности из-за принятых ими решений. В 2020 году в Польше запретили подвергать сомнению полномочия судей, назначенных президентом, а также открыли дисциплинарные расследования против 1 278 судей, обратившихся к ОБСЕ ◻️ с просьбой проконтролировать президентские выборы. В августе 2021 Польша под давлением Евросоюза ликвидировала Дисциплинарную палату.
Как нынешние протесты связаны со свободой слова?
Риторика многих СМИ совсем не благоприятна для протестующих: например, в новостях на одном из лояльных «ПиС» канале протестующих называли «левыми фашистами» и обвинили в использовании нацистских символов. Это связано с тем, что большинство польских медиа подконтрольны государству.

Под патриотическим лозунгом «реполонизации» власти увольняют нелояльных сотрудников и сотрудниц и вводят цензуру: например, после создания в 2016 году Национального совета по СМИ, который получил право назначать менеджмент и наблюдателей государственных медиа, руководство Польского общественного телевидения (TVP) запрещало проводить трансляции с оппозиционных митингов, а двух выпускающих редакторок и еще четырех сотрудников уволили из TVP за их освещение.

По оценке «Репортеров без границ», Польша занимает 64 место из 180 в рейтинге свободы прессы. В год прихода «ПиС» к власти в 2015 году Польша была на 18-ом. Согласно проведенному перед президентскими выборами 2021 года исследованию «Репортеров без границ», о действующем главе страны Анджей Дуда в 97% случаев госмедиа рассказывали в положительном ключе, а о его оппонентах в 87% случаев — в негативном.

Власти также попытались принять специальный закон против частного канала TVN24 — единственного независимого вещателя в стране, критически относящегося к «Праву и справедливости». Законопроект во многом аналогичен принятому ранее в России ◻️: он запрещает компаниям за пределами Европейской экономической зоны ◻️ владеть медиа.

Новые правила, в частности, затрагивали TVN24, которым владеет американская Discovery. Лидер «ПиС» Качиньский обосновывал закон стремлением бороться с попытками России влиять на польские медиа, но Евросоюз назвал реформу подавлением свободы слова, а депутаты Европарламента — «попыткой заставить замолчать критиков и прямой атакой на плюрализм СМИ».

Подконтрольный оппозиции ◻️ Сенат в сентябре 2021 года отклонил законопроект, а президент Дуда дал понять, что в любом случае наложил бы на него вето из-за опасений ухудшения отношений с США.
Ее фамилия не известна
Угрожающее жизни осложнение тяжелых инфекционных заболеваний, часто смертельно
Аналог российского Конституционного суда
Осенью 2021 в Сан-Марино легализовали аборты на референдуме, его результаты вступят в силу после принятия соответствующего закона парламентом
Погиб в авиакатастрофе под Смоленском в 2010 году
До 2015 года Дуда был членом партии, но после победы на президентских выборах был обязан покинуть «Право и Справедливость». Согласно польским законам, президент страны должны быть беспартийным
Всего трибунал состоит из 15 судей, которых назначает Сейм (нижняя палата парламента) на один срок — на 9 лет. Президента (председателя) суда и его или ее заместителя назначет президент страны на один срок — на 6 лет — по представлению общего собрания судей Конституционного трибунала
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
Принятые осенью 2014 года и вступившие в силу 1 января 2016 поправки в закон «О средствах массовой информации», согласно которым, доля иностранцев в капитале российских СМИ не может превышать 20%
Пространство на территории Европы, на котором предусмотрено свободное движение товаров, капитала, услуг и людей в рамках Европейского единого рынка
С 2015 по 2019 год «Право и справедливость» также контролировало и Сенат, но оппозиция вернула контроль над палатой на выборах 2019 года. Сенат может отклонять законопроекты или предлагать к ним поправки, но большинство Сейма может преодолеть вето или отвергнуть предложения