Этим летом в Китае провели множество реформ и запретов, касающихся видеоигр, репетиторства, медиа-инфлюенсеров и ЛГБТ+ сообщества, большую часть которых мотивировали защитой интересов молодежи.
В начале июля Apple
заблокировало в Китае 27 ЛГБТ+ приложений, а также несколько крупных групп и блогов в социальных сетях Weibo и Wechat
◻️.
В конце того же месяца китайское правительство
приняло ряд
законов, ограничивающих репетиторские услуги и заблокировало выход на китайский рынок частного образования для иностранных инвесторов. Из-за этого часть фирм, предоставляющих услуги в сфере частного образования
приостановила свою работу на территории страны. В августе правительственная газета
Economic Information Daily опубликовала статью под заголовком «Духовный опиум превратился в сотни миллиардов отраслей», в ней видеоигры называли «психическим опиумом» и «электронными наркотиками», которые опасны для детей. В это же время на начале торгов на Гонконгской бирже акции китайских корпораций, ориентированных на интернет-контент, значительно
упали. 30 августа в Китае ввели комендантский час на видеоигры для несовершеннолетних с 8 вечера до 9 утра: во время него их аккаунты блокировали. В то же время ввели трехчасовой лимит на видеоигры в целом
◻️.
Дариус Лонгарино, старший научный сотрудник Китайского центра Пола Цая Университета Йеля, считает, что в действиях китайских властей прослеживается новый тренд: «Я не знаю всех тонкостей, но вижу рост цензуры вокруг сообщества ЛГБТ+ и пространства, окружающего их. Всего за ночь часть аккаунтов [в Weibo и Wechat] была заблокирована вместе с неопределенным числом поисковых слов, из Weibo пропали специфические хештеги и ветки дискуссий. Кажется, за последние несколько лет пространство для обсуждения данных тем становится все меньше».
По мнению китаиста и специалиста по китайским интернет-технологиям Леонида Ковачича, причина этих изменений может заключаться в желании партии получить безусловное лидерство в идеологической, идейной, духовной и других сферах. «Никакие другие группы, объединяющие людей, не имеют права существовать из-за возможности обращения народного внимания [на них]».
В то же время государственные органы Китая обратили особое внимание на фан-сообщества: на "Douyin"
◻️ разработчики убрали большую часть упоминаний ЛГБТ+ культуры и
создали специальную версию платформы для детей с возможностью находиться в ней не более 40 минут. В конце августа офис Центрального комитета кибербезопасности и информации Коммунистической партии Китая
опубликовал циркуляр
◻️ о запретах, регулирующий деятельность фан-клубов китайских поп-звезд. Новый свод правил порицает движения «армий»
◻️. Появление подобных социальных явлений правительство напрямую связывает с ростом популярности культуры K-pop, айдолов
◻️ и японскими otokonoko
◻️. Согласно циркуляру вещателям — СМИ, блогерам, контент-платформам — следует избегать рекламы «вульгарных интернет-знаменитостей» и восхищения богатством и знаменитостями. Вместо этого программы должны «энергично продвигать превосходную китайскую традиционную, революционную и передовую социалистическую культуру».
«Мы видим, что Коммунистическая партия Китая прикладывает сейчас намного больше усилий для формирования социальных взглядов граждан и культуры внутри страны, чем 10-15 лет назад», — говорит Дариус Лонгарино. — «Мы также видим, что они обратили внимание и на вопрос гендера и сексуальной ориентации. Власти считают плохим выражение ориентации или гендера, [если] оно не укладывается в их цисгетеро шаблон». Например, в сентябре в Китае заблокировали аккаунт известного кроссдрессера
◻️ в соцсети Douyin, а позже, уже на платформе Weibo, он написал пост с извинениями за «влияние, которое оказывал на своих зрителей».
28 августа правительство снова
подняло вопрос о «женоподобных мужчинах» и «мужеподобных женщинах» и впоследствии запретило показывать их на телевидении. 2 сентября крупным медиа-холдингам
рекомендовали очистить свои сайты и телеканалы от упоминаний представителей субкультур: например, от известных актеров
Zhang Zhehan,
Xiao Zhan и
Zhao Wei. Инициативу поддержали все крупные СМИ, а некоторые пользователи социальных сетей категорически осудили негативное влияние инфлюенсеров. Споры о«женоподобных мужчинах»
◻️ в китайских социальных сетях появлялись ещё в 2018 году, но тогда государство
встало на защиту «гендерного разнообразия» среди китайцев, как показателя инклюзивности общества.
Цуй Ле, исследователь ЛГБТ+ движения в Китае из Оклендского университета,
говорит, что запрет на «женоподобных мужчин» отражает стремление властей противостоять западным ценностям: «Мужественность ассоциируется с национализмом», — сказал Цуй. — «Считается, что женственный образ мужчины может ввести молодых людей в заблуждение, помешать омоложению нации и ослабить способность страны бороться с другими [государствами]».
Китаист Леонид Ковачич согласен с этим: «Партия пытается сейчас культивировать патриотизм и национализм среди населения, включающий в себя маскулинность, мужественность, воинственность. Китайские власти посчитали, что вся эта ситуация со стримингом развращает китайское общество, ведь появляются «ванхуны»
◻️, рассказывающие, что можно заработать на популярности», — уверен он. — «В то же время многим людям тяжело достать средства для существования, поэтому партия считает заработок на популярности еще одним источником социальной нестабильности».