Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
Close




«Это фильм — предостережение человечеству»
Куратор MIEFF Дмитрий Фролов о программе «Сколько длится настоящее»
Публикация: 14/08/2021
В рамках 6 Московского международного фестиваля экспериментального кино MIEFF в ЦДК проходит программа ««Сколько длится настоящее»». Кинопоказы сопровождаются серией публичных выступлений — в начале сеансов приглашенные исследователи делают короткие сообщения о тех проблемах, которые они изучают и которые соотносятся с затронутыми в фильмах темами. Среди выступающих философ Даниил Аронсон, исследователь кибернетики и постгуманизма Максим Мирошниченко и специалист по Critical animal studies Екатерина Никитина. Публичная программа завершится 17 августа публичной дискуссией в ДК Рассвет. Специально для DOXA куратор программы «Сколько длится настоящее» Дмитрий Фролов вкратце рассказал о каждой картине.
Фильм родился благодаря большому проекту «100 лет настоящего», который проходил в Доме мировых культур в Берлине с 2015 по 2019 год. Он состоял из многочисленных творческих и образовательных мероприятий, и значительную роль в нем играли лекции самых разных гуманитарных исследователей. Работа Михаэля Буша — его личная интерпретация этого проекта в формате экспериментального видеоколлажа. Главная идея, которой руководствовался режиссер при его создании, связана с «Тезисами о философии истории» Вальтера Беньямина и, в частности, с его специфическим понимании времени. Фильм задал тон структуре всей программы и подарил ей своей название.
«Ойкономия» изучает природу современного финансового капитализма и пытается описать столпы, на которых он держится — например, идею экономического роста. Зрителю предлагается задуматься, в какой момент и почему наша экономика может существовать только в режиме роста, а также какую роль в ней играет долг. Фильм позволяет пристально рассмотреть ключевой элемент «базиса» нашего общественного устройства и выявить его порочную логику.
Фильм Марка Баудера широко говорит о проблемах глобального мира, но острее всего в нем отражаются вопросы, связанные с отношением человека и окружающей среды. В кадре появляются ученые, философы и исследователи самого разного профиля, которых объединяет одно — будущее нашей планеты и обеспокоенность стремительно ухудшающейся экологической обстановкой.
Фильм-эссе, выполненный в традициях Харуна Фароки и исследующий природу видения на предмете технологических систем слежения. Режиссер Тео Энтони прослеживает историю техник наблюдения и контроля от френологии до современных дронов, демонстрируя развитие визуальной культуры и влияние технологий на природу человека. Фильм описывает мир тотального контроля, рисуя достаточно тревожный антиутопический горизонт, но при этом сама картина очень захватывающая, зрелищная и актуальная для каждого из нас.
Эта работа Тима Лейендеккера немного выбивается по своей форме из всей программы. Фильм в меньшей степени можно назвать документальным, потому что он представляет собой коллаж, состоящий из семи разнородных эпизодов. Все они выполнены в разных техниках и с нескольких сторон рассматривают резонансный кейс злоумышленного заражения вирусом ВИЧ на секс-вечеринках в городе Гронингене в Нидерландах. Режиссер исследует, как законодательные и общественные установки определяют наши желания, формируют понятия любви, вины и морали, и какую роль во всех этих социальных процессах играют такой нечеловеческий агент, как вирус. В эпоху эпидемии эти вопросы кажутся мне невероятно актуальными.
Фильм не обращается ни к одной из вышеупомянутых тем напрямую, а служит, скорее, замыкающей рамкой для программы. Это визионерская картина, рисующая мрачноватую фантазию о нашем мире, который был в одночасье и по непонятным причинам покинут людьми. Эту работу можно воспринимать своеобразным предостережением человечеству — что может произойти, если мы не будем пробовать активно решать проблемы, рассмотренные в программе «Сколько длится настоящее».