Владимиру, бывшему студент ДонНУ, повезло: ему удалось выехать с территории самопровозглашенной республики и сейчас он в безопасности. Но такая возможность выпадает далеко не всем: «Самостоятельно выехать с территории “республик” крайне сложно: самая большая опасность на блокпостах больших дорог. Там [мужчин от 18 до 55 лет] высаживают из авто и тоже забирают [в армию]. В Украину попасть в 99% случаев невозможно, так как это линия фронта», — рассказывает Владимир.
Несмотря на запрет мужчинам призывного возраста покидать «республику», в первые же недели войны появились люди, которые за определенную плату помогали это сделать. «До последнего не знал, насколько можно доверять людям, которые сейчас предлагают выехать из Донецка в российские приграничные населенные пункты по цене семейной путевки в Турцию или Египет, — делится Игорь, — но знакомый из органов подтвердил, что есть проверенные люди, которые зарабатывают вывозом мужчин с этой территории».
По его словам, сейчас, несмотря на возвращение отсрочки для студентов, не всем из них удается уехать: «Судя по городским чатам и каналам, у кого-то получается выехать, а кого-то разворачивают у КПП на границе даже при наличии студенческого билета и справки с места учёбы». Все зависит от удачи и конкретного КПП. У меня знакомый студент обычным рейсовым автобусом выехал, и у него даже не попросили подтвердить, что он студент». В ближайшее время Игорь тоже собирается самостоятельно, без помощи «перевозчиков», попытаться уехать из «ДНР» вместе с семьей.
Несмотря на то что, по слухам, ловить мужчин на улицах стали реже, Андрей все равно опасается свободно перемещаться по городу: «Истории с военкоматом уже не так часто происходят, и по улицам стало более-менее безопасно передвигаться. Но понятно, что людям [все еще] страшно. Были случаи, когда на глазах бронь рвали, и людей везли в военкомат. Я знаю, что они [сотрудники военкоматов] в принципе адекватные: с ними просто нужно без всяких выпендрежей говорить. Бывало, людей даже без брони не забирали, просто спрашивали, хотят они служить или нет. Понятно, что закономерный ответ — ”нет”. Еще я знаю, что от них можно откупиться — до следующего раза, когда они тебя встретят. Ходят слухи, что приехало российское начальство и “по шапкам надавало” за то, что они все незаконно тут делали: хватали людей на улицах, без медкомиссии отправляли в армию. В случаях, о которых я знаю, действительно негодных [по медицинским причинам] к армии вернули [с фронта] домой. При этом 16-17-летних брали, если приходили добровольцами. Но опять же: говорят, когда на позиции приехали россияне с проверками, несовершеннолетних и даже 18-летних стали отправлять назад, не оставляют на передовой».
Несмотря на успешные случаи отказа от службы, форсированная мобилизация в «республиках» продолжается: мужчин забирают на улицах, сажают в автобусы и везут в военкомат.