Современная интернет-экономика построена на платформах. Это более или менее крупные системы, которые объединяют людей посредством доступа к какому-либо сервису или сервисам. Facebook и Twitter — это платформы, но также Uber, Amazon или Airbnb. Малдон определяет три характеристики, присущие всем платформам. Во-первых, прибыль платформ — это прибыль рантье, то есть прибыль от владения, а не создания контента (создатели на платформах — это в первую очередь пользователи). Во-вторых, платформы стремятся одновременно
концентрировать прибыли и
рассеивать риски. Доходность платформ растет
◻️ даже в период стагнации экономики за счет того, что платформы передают контроль над ресурсами и трудом на формально «независимых» исполнителей: к примеру, работники Uber сами оплачивают расходы на страховку и техобслуживание автомобилей, а компания тем самым избавляет себя от большинства забот. Наконец, платформы пользуются сетевым эффектом, чтобы быстро достичь положения, близкого к монополии. Сетевой эффект возникает, когда на платформе собирается критическое число пользователей, которые привлекают новых пользователей. Платформы, не достигшие сетевого эффекта так же быстро, как их конкуренты, не справляются с привлечением новых пользователей.
Современные платформы нередко становятся предметом критики. Создатели крупных платформ сосредоточили в своих руках огромную власть, которая позволяет им назначать «правила игры» и игнорировать запросы пользователей и общества. В российском контексте можно привести в качестве примера смерть курьера «Яндекс.Еды» Артыка Орозалиева. В 2019 Артык
умер от сердечного приступа прямо на рабочей смене. Несмотря на возмущение общественности и коллег Артыка, «Яндекс.Еда» и другие сервисы доставки продолжают угрожать курьерам штрафами в случае малейших нарушений и выплачивать им мизерные зарплаты. Такую же эксплуатирующую модель применяют европейские сервисы Uber.Eats или Deliveroo. DOXA уже
писала об этических проблемах, которые сопровождают Meta и ее продукты: несмотря на декларативное стремление компании объединить мир, на деле ее модель работы поощряет поляризацию общества. То же
касается и «твиттера». Google регулярно подвергается критике за
непрозрачные схемы сбора данных (Amnesty International в одном из докладов
назвала бизнес-модели Facebook и Google «угрозой правам человека»).