9 августа 2020 года в Беларуси после фальсификации президентских выборов начались массовые протесты. Многие отмечали, что у беларуского сопротивления «женское лицо». «Все началось с “евалюции”», —
говорит философка Ольга Шпарага, имея в виду арест картины «Ева» при обыске в Белгазпромбанке, которым управлял Виктор Бабарико — один из главных соперников Лукашенко на выборах. С этого события стартовала Евалюция — картина Хаима Сутина стала символом протеста, с ней стали выпускать принты, распространился хэштег #евалюция, под которым беларус_ки выкладывали фото с протестов, запустился проект
Evalution Today, посвященный протестующим и политзаключенным беларускам. «Беларуская Ева в 2020-м — не просто ребро Адама, а та самая соратница, равноправная в своих действиях, <…> способная идти на риск, вкусить и передать плод познания добра и зла (читай — правды)», —
отмечает художница Надежда Саяпина.
Беларус_ки выступали против не только автократии Лукашенко, но и патриархатного режима, который Лукашенко воплощал, пренебрежительно высказываясь о женщинах. Печально известным стало его
заявление о том, что в Беларуси «Конституция не под женщину», а общество «не созрело голосовать за женщину». Так он прокомментировал выдвижение Светланы Тихановской, которая потом собрала необходимые 100 тысяч подписей, стала кандидаткой в президенты и, по мнению оппозиции и
наблюдателей, победила на выборах 2020 года. Лукашенко недооценил политический потенциал женщин, которые в итоге стали одной из мощнейших движущих сил протеста. Как
выразился беларуский поэт Дмитрий Строцев: «Сначала была Ева, потом триумвират
◻️, сейчас ─ все женщины».
Беларуски начали организовывать
цепи солидарности и выходить на субботние женские марши. «Общество узнало само себя в образе женщины», — говорит Ольга Шпарага про параллели, которые часто проводят между беларус_ками под властью Лукашенко и женщинами под властью домашнего тирана. При этом не все согласны с тем, что у беларуских протестов действительно «женское лицо». «Это тиражируемый символ», —
считает основательница проекта «
Гендерный маршрут» Ирина Соломатина, отмечая, что медийное освещение женских протестов никак не улучшает положение беларусок. Большинство активисток оказывается перед выбором: несвобода или эмиграция. Вот истории тех, кто в конце концов столкнулись с несвободой: