Отсюда вытекает еще одна важная особенность — представление о том, что Россия неминуемо должна добиться успеха. Владимир Мединский, еще занимая пост министра культуры, постоянно говорил о высокой конкурентноспособности русской культуры. Вся история России — это история успеха, залогом которого служат наши ценности, культура и религия.
Православие также опознается функционально — как выбор, в наибольшей степени способствующий достижению успеха. В середине 2010-х годов патриарх Кирилл заявил, что выбор христианства Владимиром Святым был рациональным решением, которое помогло ему добиться внешнеполитических успехов. Консервативное циклическое видение истории удивительным образом смыкается с неолиберальной идеей эффективности.
Все кризисы и революции в российской истории рассматриваются как результаты внешнего вмешательства, потому что сама концепция российского государства исключает возможность любой неудачи. При анализе русских революций 1905 и 1917 года акцентируется внимание на том, что в действительности эти революции были инспирированы извне и не имели под собой никаких реальных социальных, политических или экономических оснований.
В свое время на меня произвела большое впечатление выставка «Россия — моя история»
◻️, которая в наиболее развернутом виде представила современную российскую историческую концепцию. Я ожидал, что создатели выставки назовут Ленина немецким шпионом, но оказалось, что, по их мнению, восстания декабристов, Емельяна Пугачева и Степана Разина тоже были вызваны иностранным вмешательством.