Хронология дела Саши Скочиленко следующая: 30 марта в магазине «Перекрёсток» Саша поменяла ценники на антивоенные листовки, написав на них о жертвах обстрела Мариупольского драмтеатра. Антивоенный ценник заметила пожилая посетительница магазина. По одной из версий, она потребовала принять меры в разговоре с охранниками и администратором, но не встретила понимания и обратилась в прокуратуру. Около десяти дней ушло на просмотр видеокамер и установление личности. 11 апреля с телефона Сашиного друга ей пришло сообщение с просьбой приехать к нему и поддержать после обыска. В квартире друга её и задержали.
По решению суда Сашу поместили в изолятор временного содержания и после этого должны были перевести в СИЗО.
Адвокат Саши подал апелляционную жалобу на избранную меру пресечения с предложением заменить её на домашний арест, но эта жалоба ещё не была рассмотрена.
«В апелляции мы говорим о том, что Саша не намерена от кого-либо скрываться, а также не намерена воспрепятствовать производству следствия и уничтожать какие-либо доказательства, поскольку она не отрицает сам факт совершенного деяния и не видит никакого смысла каким-либо образом воспрепятствовать следствию».
Сейчас развернулась масштабная кампания поддержки — о Саше рассказывают многие издания. Петицию на change.org с требованием освободить Сашу подписали более 100 тысяч человек. В её защиту выступила организация Amnesty International, режиссёрка Ксения Сорокина отдала ей свою премию «Золотая маска». Но этого всё ещё недостаточно. Наша общая задача — добиться изменения меры пресечения и обеспечить Саше доступ к необходимой диете и лечению.
Пока что положение Саши остается тяжёлым: её должны были перевести из ИВС в СИЗО ещё в середине апреля, однако сделали это далеко не сразу. Саше пообещали готовить еду отдельно, но обещание не сдержали — у неё начались гастроэнтерологические проблемы.
«Те передачи, которые ей передают, не все проходят, можно так сказать, “фильтр”. Поэтому она, конечно, испытывает сложности с питанием: то, чем ее кормят, — ей нельзя, а то, что ей передают, — на этом тоже долго не просуществуешь, так как это сухая (а не горячая) пища, которая ей противопоказана», — рассказала адвокатка «Апологии» Яна Неповиннова.
В изоляторы временного содержания не разрешено передавать многие продукты, к тому же это часто зависит от сотрудников конкретного отделения, поэтому до перевода Саши в СИЗО обеспечивать полноценное питание было очень сложно, хотя поддерживающие её люди сделали для этого всё возможное. Группа поддержки Саши подала в прокуратуру обращение о недопустимости игнорирования правил рациона.
«К сожалению, в ИВС у нас в прошлый раз не приняли ничего, что заваривается кипятком! В том числе не приняли уже готовые супы-пюре в небольших упаковках. И фруктовые и овощные пюре из области детского питания тоже!» — сообщила подписчица
телеграм-канала поддержки Саши.
Только 21 апреля Саше разрешили передать еду, которую можно заваривать кипятком, а 23 апреля Сашу наконец перевели в СИЗО. Вскоре выяснилось, что передачи не добрались до Саши из ИВС в СИЗО. Партнерка Саши рассказала, что питательные смеси и протеиновые батончики не принимают, книги отобрали.
Глава Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев
сообщил, что готов заниматься делом художницы Саши Скочиленко.
«Я могу реагировать только на заявления.
Напишите мне. Будем разбираться», — заявил Фадеев.
Сейчас Саша находится в СИЗО-5. 28 апреля у неё снова была встреча с адвокаткой от Апологии. Тогда стало ясно, что Сашино физическое и ментальное состояние продолжает ухудшаться.
«Горячую пищу из СИЗО Саша не принимает, ест только то, что получила от нас в передаче. Лимит с передач, вопреки заявлению ФСИН, не снят. Саша пишет заявление, чтобы это было сделано, а также чтобы были разрешены к передаче питательные протеиновые смеси. Саша испытывает боли внизу живота, на узи обнаружены кисты в правом яичнике, есть риск развития онкологии. У Саши болят зубы мудрости, которые она планировала удалять,но сделать это можно только в операционной».
Судья по этому делу Елена Леонова объясняет необходимость ареста в качестве меры пресечения тем, что Саша может скрыться, так как «имеет друзей в Украине, сестру во Франции и подругу в эмиграции».
Издание «Бумага» проанализировало предыдущую деятельность Леоновой. Выяснилось, что она занимает пост судьи уже 20 лет и история её решений весьма противоречива. С одной стороны, она часто отказывала в аресте активистов и участников протестных акций. С другой стороны, в деле петербургского журналиста Кирилла Баберова, деле Фининвеста, деле художницы Ларисы Кирилловой и делах по итогам протестной акции «Он вам не царь» она выносила решения не в пользу обвиняемых. К сожалению, в деле Саши судья, по-видимому, также скорее солидарна с позицией обвинения: она удовлетворила просьбу о закрытии заседания и проигнорировала просьбу адвоката принять во внимание Сашины проблемы со здоровьем. В своей речи судья не различала позицию следствия и свою собственную и приводила абсурдные аргументы в пользу необходимости ареста. Следующий суд 17 мая, поэтому сейчас особенно важно помочь.