«Мне казалось, я не умею трахаться»
Как авторка канала «Ебучий случай» создала популярный секс-блог, не вложив в продвижение ни рубля
Авторка: Карина
Редакторка: Настя Подорожная
Иллюстрации: Vera Koss
Публикация: 21 января 2022
60% россиян поддерживают введение уроков сексуального просвещения в школах, однако члены правительства относятся к этой идее либо негативно, либо осторожно. Многие ищут информацию о сексе в интернете, и за последние 5 лет в рунете появилось много блогов о сексуальности. Карина (она решила не раскрывать фамилию) 4 года ведет телеграм-канал «Ебучий случай». В колонке для DOXA она рассказывает, почему маленький блог со смешными личными историями стал популярен у широкой аудитории.

Колонка Карины открывает рубрику «Секспросвет» о том, как и откуда мы получаем знания о сексе. DOXA поговорит с учитель_ницами, активист_ками, доктор_ками, психолог_инями и секс-блогер_ками, чтобы узнать, как работает сексуальное просвещение
Мой канал изначально не задумывался как секс-просветительский проект. Да что уж там: он вообще не задумывался как что-то долгоиграющее. У меня был пул историй, которые я рассказывала подругам под вино. Они хохотали и говорили: «Карина, тебе надо это записывать!». Я думала, что сделаю канал для друзей и знакомых — мол, хорошо, если человек 20 наберется. Никакой стратегии развития у меня не было.

Впервые о создании своего блога я задумалась в начале 2018 года. Я рассматривала разные площадки. До этого у меня был опыт ведения небольшой авторской группы про путешествия во ВКонтакте.
«В Телеграме проще спрятаться»
В 2018 году Телеграм был удобной площадкой по ряду причин:

– в нем не было цензуры: пиши на любые темы, используй обсценную лексику, что угодно.

– он был самой «текстовой» соцсетью, а я сразу понимала, что писать буду много и ограничение по символам (например, в пост в инстаграме влезает всего 2200 символов) мне не подходит.

– не было привязки к визуальной составляющей: в инстаграм не выложишь пост без картинки или фото, телеграм же иллюстраций не требует. А я тогда не хотела ничего постить, кроме полотен текста.

– было проще спрятаться. Телеграм не был привязан к моим личным соцсетям и можно было не переживать, что меня рассекретят. Я действительно очень переживала за свою безопасность в начале пути — истории про агрессивные маскулинные движения меня очень беспокоили.

Когда я завела канал, то думала, что больше никто не сталкивается с факапами в сексуальных отношениях. Услышав мои истории про перепутанную смазку или не «киношный» секс, люди сперва смеялись, но потом закатывали глаза: «Ну ты даешь, у меня никогда не было таких проблем». Мне казалось, я не умею трахаться, так что я всерьез готовилась стать посмешищем.
Органический рост — это увеличение аудитории блога без затрат на рекламу, когда подписчики сами тебя находят: например, благодаря репостам друзей или в поисковике
Помню, как опубликовала первый пост и буквально отбросила телефон подальше, зажмурившись — думала, что сейчас как польется негатив! Но отклик сразу был супер-крутой! Я стала рассказывать о своем канале друзьям, знакомиться с людьми на вечеринках и предлагать подписаться на меня.

Первый скачок на 200+ читателей произошел благодаря телеграму Вандерзина: они собирали истории о нелепом сексе, я переслала им что-то от себя и они выложили текст со ссылкой на мой канал. После этого я очень быстро стала расти именно органически и первую тысячу подписчиков набрала за несколько месяцев.

Органический рост — это увеличение аудитории блога без затрат на рекламу, когда подписчики сами тебя находят: например, благодаря репостам друзей или в поисковике. Считается, что органический рост самый непредсказуемый и развить свой блог без финансовых вложений нереально. Теперь я знаю, что реально :)
Чего хочет аудитория
Довольно быстро выяснились две вещи:

– неудачи и смешные ситуации происходят у всех, а не только у меня. Просто мне удается легко и забавно о них рассказывать. Людям нравится мой слог, а когда я делюсь своими провальными историями, они не думают обо мне плохо.

– то, что я знаю о сексе, теле и контрацепции, не очевидно всем. Я всегда много читала на эти темы из личного интереса, но думала, что все так делают и «всем все понятно». Сперва я даже не хотела отвечать на вопросы подписчиков, так как считала, что для этого нужно иметь «подтвержденную экспертность» вроде медицинского образования.

Но чем больше я общалась с аудиторией, тем очевиднее становилось, что люди не хотят читать выдержки из научных статей. Они хотят поговорить с живым человеком с неидеальным опытом. А если им действительно нужна узкопрофильная консультация, нет ничего стыдного в том, чтобы сказать «а вот это я не знаю, это лучше к медику».

Я довольно быстро росла, и всегда на чистой органике: мои тексты расходились по другим пабликам и в закрытых чатиках. Но у меня не было цели достичь определенного числа подписчиков к фиксированной дате. Я просто жила и писала о том, что со мной происходит, а телеграм рос сам, как бифидобактерия.
Я стала попадать в подборки классных секс-просветительских ресурсов в СМИ, и это тоже приносило новых подписчиков. Со временем меня стали приглашать гостьей в подкасты — благодаря им люди по сей день меня находят.

Ни один рабочий или учебный коллектив не давал мне столько вдохновения и сил, как мои читатели. Для меня подписчики — это не абстрактные цифры в шапке профиля, это реальная толпа живых людей, которые ведут со мной диалог. Но самое крутое — когда люди делятся тем, как мои тексты изменили их жизнь. Например, когда пишут: «мне 19, и благодаря вашему блогу я никогда не соглашусь на незащищенный секс», «благодаря тебе я поняла, что со мной все в порядке», «я начала познавать свое тело» — это невероятно круто и придает сил. Благодаря блогу я не только начала качественнее писать, но и стала лучше как человек.

За 4 года существования «Ебучего случая» я не вложила в продвижение ни рубля. Максимум, что я делала — бесплатный взаимный пиар с другими блогерами. Я не знаю, существуют ли аналогичные каналы, выросшие только «на органике». Мне кажется, это очень крутой кейс, и я могу им гордиться.
Про деньги
Я никому не платила, зато платили мне. Первые коммерческие сотрудничества появились примерно на 4-5 тысячах подписчиков — ко мне пришел первый секс-шоп и первая реклама. Тогда я знатно налажала: опубликовала несогласованный текст в произвольные сроки, а заказчик ждал от меня других действий и очень негодовал.

Ту рекламу я переделала и мы урегулировали ситуацию, но потом я еще долго нервничала при любых коммерческих предложениях. Я не умела работать по ТЗ, не понимала, как себя позиционировать, и, конечно, стеснялась назначать цену за свою работу. Сейчас я всерьез думаю сделать инфопродукт о том, как компаниям работать с блогерами. Потому что выстроить адекватные деловые взаимоотношения безумно важно, а телеграм по сей день — серая зона рынка, в которой еще не сложились правила коммуникации для обеих сторон.
Аргумент «с ерунды налоги не платят» хорошо затыкает внутреннего самозванца и дает мне новых клиентов с белой бухгалтерией.
Сейчас я отучилась смотреть на рекламодателей с заискивающей позиции, могу назначать выгодные мне условия и не соглашаться на все подряд. В этом плане на меня очень повлияло оформление самозанятости. Аргумент «с ерунды налоги не платят» хорошо затыкает внутреннего самозванца и дает мне новых клиентов с белой бухгалтерией.

Я строго отбираю рекламные заявки. Мне очень важно вести блог честно, хоть я и хочу зарабатывать на своих постах. Если я вижу этически спорные моменты в личном блоге, махинации с оплатой от ИП, или подозреваю, что рекламодатель продает подделку, я отказываюсь от рекламы. За эти годы сложился пул проектов, с которыми мне комфортно работать, и этими контактами я бесконечно дорожу.

Впервые я потратила деньги, когда в 2021 году запустила блог в Инстаграме. Я взяла консультацию по визуалу и сделала фотосессию. Допускаю, что на этой площадке уже придется вкладываться финансово, так как алгоритмы работы и уровень конкуренции совсем другой.

В Инстаграме ты конкурируешь не с другими секс-блогерами, а со всей лентой каждого пользователя (включая котиков!); здесь важна картинка и легко улететь в теневой бан за околосексуальную лексику. Поэтому каждый пост про секс создает угрозу для бана или блокировки. В телеграме мне не приходилось с таким сталкиваться.
Как помогает и мешает анонимность
Я всегда была очень откровенна в своих личных историях, но не хотела никому навредить. Я стараюсь не рассказывать ничего, что могло бы сдеанонить, например, кого-то из моих бывших партнеров — адреса, места работы и опознавательные признаки внешности. Я не хочу порно-мести, мои истории не для этого. Все, что я хотела, я уже лично этим людям высказала, пусть идут с миром (но в жопу).

Кстати, меня читает один бывший! Я узнала об этом, когда решилась раскрыть в блоге свое лицо. Тогда я написала этому человеку о канале, поскольку он тоже был героем моих историй. Оказалось, что он уже пару лет как подписан на канал. Когда-то он узнал мой голос в одном из подкастов и перешел по ссылке в описании. Он сказал, что в моих историях нет ничего, что он счел бы оскорбительным или что могло бы раскрыть его личность. Я почувствовала огромное облегчение.
Мне было действительно страшно решиться на деанон. Анонимность очень помогала мне на начальном этапе. Я из семьи с очень традиционными представлениями о «женской порядочности». Их реакция могла быть непредсказуемой, но вряд ли положительной. Кроме того, первые пару лет ведения блога я работала в довольно консервативных коллективах и организациях и мне было критично сохранить такую работу.

Первый год заработка в блоге не было вовсе, а потом он был нестабильный, на это нельзя было жить. Поэтому в обычной жизни я не просто не светила свой блог, порой я специально косила под зануду без личной жизни — это помогало избежать лишних вопросов. У меня была шутка, что днем я синий чулок, а ночью — чулочек в сеточку.
Со временем анонимность стала мешать: я обнаруживала, что меня описывают как «команду авторов», мужчину или вымышленного персонажа. Например, канал мог оказаться в дайджесте секс-просветительских блогов, и каждого автора описывали как живого человека, а про меня либо что-то сочиняли, либо не писали вовсе. В 2020 году я попала в лонг-лист премии Сноба «Сделано в России» в категории «Новые медиа», но не прошла дальше, потому что за каждым проектом стоял живой человек, а я была анонимом. Голосовать за непонятно кого читателям неинтересно.

К 2021 я созрела на то, чтобы выйти и сказать: «"Ебучий случай" — это я». Я снова переживала, как когда-то с Телеграмом, но реакция подписчиков была очень теплой. Это придало мне уверенности и укрепило желание вести блог открыто.
Возможно, если бы я сразу вела блог от своего имени, многие истории так и не увидели бы свет
С другой стороны, когда я стала говорить, что веду канал, у меня появились проблемы на собеседованиях: оказалось, что для многих потенциальных работодателей такие темы недопустимы. Я писала об этом пост «для многих я кринж». Знаю, что моего парикмахера мой блог ужасно смущает — я однажды поблагодарила его, отметив в инсте, и на следующей стрижке он многословно извинялся за то, что не сможет меня читать, потому что ему некомфортно. Я понимаю это, у всех разные границы приемлемого. Поэтому пожилым родственникам или неблизким знакомым я говорю, что я копирайтер: пишу компаниям тексты, которые помогают продавать их товары. Ну, в каком-то смысле это правда так: я же продаю рекламу в блоге.

Я рада, что пришла к деанону плавно, когда ощутила в себе достаточно уверенности. Кстати, после него мне стало сложнее откровенничать, появилось некое ощущение самоцензуры. Возможно, если бы я сразу вела блог от своего имени, многие истории так и не увидели бы свет. Думаю, смущение пройдет со временем — я в режиме деанона всего полгода, ощущение новизны еще не ушло.
Перспективы
К 2021 году я уперлась в потолок в плане роста в телеграме. Органика перестала расти на 12-13 тысячах человек и последний год колеблется то в плюс, то в минус. Складывалось впечатление, что в моей нише телеграма все друг друга знают. К тебе на взаимопиар приходят одни и те же блогеры, к вам всем — одни и те же рекламодатели.

Я понимала, что есть большая потенциально лояльная аудитория, которая просто не использует телеграм. Я видела, что мои тексты скринят на Пикабу или что мой блог попадает в подборки лучших, но заинтересованные люди не всегда могут меня найти, потому что телеграм хуже индексируется поиском.
Телеграм как площадка развивается медленно и до сих пор дает ограниченные возможности для взаимодействия с аудиторией и с рекламодателями
Я не хочу уходить из телеграма: там люди, которые со мной много лет. Я все еще пишу большие тексты, которые не проходят цензуру других соцсетей. К тому же, заработок пока идет только в телеграме.

Инстаграм — это, скорее, попытка масштабироваться, а еще затрагивать темы за пределами секс-просвета. Вчера в сторис я выбирала с подписчиками диван в Икее, недавно показывала, как вышивала бисером и делилась, какие мне нравятся производители пазлов. Оказалось, что людям интересно читать не только мои тексты о сексе. Я до сих пор этому порой удивляюсь (уходи, синдром самозванца, уходи окончательно!).