Нозик последовательно настаивает на том, что пострадавшие в результате таких действий лица заслуживают компенсации.
Оговорка Локка может быть применена для исправления несправедливости в мировой истории, а именно эксплуатации труда и ресурсов глобального Юга богатыми капиталистическими странами Севера.
Нозик решительно порывает со своим идейным вдохновителем Джоном Локком в вопросе о компенсациях. Джон Локк трактовал их предельно конкретно. В своём «Втором трактате о государстве» Локк писал, что компенсация «полагается непосредственно пострадавшей стороне». Более того, «пострадавшая сторона имеет право завладеть имуществом обидчика, защищая себя». То есть «пострадавший» может забрать украденную собственность обратно. Но Локк подчеркивал, что такая «компенсация» применима только к пострадавшему, который непосредственно участвует в обороте товаров или услуг.
Локка не интересовало, как приобретение и передача собственности сказываются на других людях, которые непосредственно не участвовали в сделке. Он настаивал на том, что тот, кто потрудился на участке земли, по праву может взять его в собственность. Тем самым он не ущемляет права тех, кто не стал работать на этой земле. Пока земля имеется в достатке, люди, не участвовавшие в ее разделе, не будут страдать от того, что кто-то своим трудом обеспечил себе право на участок. Таким образом Локк косвенно оправдывает наблюдаемый им захват земель коренных американцев его современниками-европейцами.
Итак, согласно Локку, компенсация полагается только тем, кто непосредственно участвует в обмене, но не третьим лицам. Нозик отбрасывает это ограничение. По его мнению, труд не должен давать какие-либо дополнительные права на землю.
К тому же Нозик расширяет теорию защиты прав собственности Локка. Он считает необходимым учитывать несправедливости, которые имели место в далеком прошлом. Нозик утверждает, что те, кто был обделен при несправедливом распределении собственности, должны получить компенсации. Но как именно — он не уточняет.
Нозик пишет:
«Если сегодняшнее распределение собственности — результат событий в прошлом, которые не всегда можно реконструировать, то как тогда исправить связанную с ними несправедливость? Есть ли обязательствах у тех, кто поступал несправедливо, по отношению к пострадавшим?.. И если да, то какие? Как быть, если пострадавшие и бенефициары — только наследники непосредственных участников событий? Как глубоко — и можно ли вообще — копать, исправляя исторические несправедливости?.. Не знаю, пытался ли кто-нибудь предпринять попытку серьезного и теоретически обоснованного осмысления этих проблем».
Эта версия оговорки оказывается куда радикальнее той, которую предложил сам Локк, поскольку она применима ко всем, кто прямо или косвенно пострадал от приобретения или передачи собственности на протяжении истории.