6. Изоляция российской академии — катастрофа?
«Наука и образование по определению интернациональны и не могут существовать изолированно в одной стране», — считает Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк, кандидат культурологии и исследовательница медиа. По ее словам, ученые должны слышать другие языки и иметь возможность обсуждать свои исследования в разных сообществах, потому что наука — это прежде всего поиск, а академическая и интеллектуальная мобильность — условия быстрого сбора данных. Наука развивается, только когда студенты и преподаватели могут абсолютно свободно подключиться к любому объединению, которое изучает сходные с ними темы.
При этом даже возможные ограничения не изолируют российскую науку полностью, говорит Екатерина Георгиевна: «Мне кажется, нужно разделять институциональное и человеческое. Я не верю, что международные связи между учеными сейчас полностью оборвутся. Даже если сама институция, журнал или университет примут решение о прекращении коммуникации с российскими учеными, эти человеческие связи останутся. Я очень надеюсь, что они помогут нам продержаться, пока все это не закончится».