Неудачи преследуют «Мету» с прошлой недели, когда 3 февраля ее акции
рухнули на рекордную величину — 26%, а рыночная стоимость «Меты» сократилась более чем на 230 миллиардов долларов. Причина — квартальный отчет Марка Цукерберга о доходах компании, который разочаровал инвесторов. Впервые в истории количество ежедневно активных пользователей фейсбука не выросло, а уменьшилось.
Это очень плохая новость для компании, ориентированной на экспансию в глобальном масштабе и захват даже тех территорий, где доступ к интернету — все еще роскошь. В 2013 году Цукерберг анонсировал проект internet.org (позже — Free Basics), цель которого заключалась в том, чтобы бедные получили доступ к интернету, а точнее его ограниченной версии: что именно будет доступно, решала компания. Цукерберг даже выступал в ООН с речью о том, что доступ в интернет — это право человека. Однако поверить в альтруизм бизнесмена, зарабатывающего на данных пользователей, было сложно. Проект доступного интернета в итоге
заглох: из-за амбиций и уверенности менеджеров в том, что они знают лучше всех, как все должно работать, из-за сопротивления операторов связи в некоторых странах Африки — и из-за сопротивления активистов в Индии. В 2016 году они добились блокировки сервиса, который, по их убеждению, нарушал принцип нейтралитета провайдеров сети.
Кажется, новые рынки для завоевания закончились, молодежь предпочитает залипать в тиктоке, а препятствия чинят не только правительства, но и компании-конкуренты: так, «Эпл» дал возможность владельцам айфонов узнать, как за ними следит приложение фейсбука. Забота о конфиденциальности — угроза прибыли «Меты», ведь так компания получает меньше пользовательских данных, которые можно продавать рекламодателям.