Подборка фильмов с 5-го Московского международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF) от редакции DOXA
Авторки: Анастасия Никушина, Арина Рагу, Анна Рыжая, Наташа Тышкевич, Алина Юнусова Иллюстрация: Аня Артамонова Фото предоставлены организаторами MIEFF Партнерский материал
Публикация: 12/08/2020
С 19 по 25 августа в Москве пройдет фестиваль MIEFF – 5-й Московский международный фестиваль экспериментального кино. Редакторки DOXA посмотрели программу и выбрали пять картин, которые на языке экспериментального кино говорят о проблемах репрезентации меньшинств, капиталистической логистики, протеста в театре и перформансах. Общие места в гуманитарной академии открываются совсем по-новому, когда рассказываются художественным языком.
1. Касситерит, 2019 Режиссер: Риар Ризальди Страна: Индонезия Международный конкурс 4
Индонезийский режиссер Риар Ризальди рассказывает историю минерала касситерит, который путешествует из почвы острова Бангка к конечному продукту — экрану смартфона, откуда и ведется повествование от имени искусственного интеллекта Наташи. Касситерит переплавляется в олово и в человеческую зависимость от технических девайсов, состоящих из этого олова. Весь фильм распадается на такие же логические цепочки, которые показывают обратную сторону связности глобального мира. Анна Цинг дала определение этому способу организации капиталистической системы, возникшему в 1970-х—1980-х годах, — «капитализм цепи поставок». Вместо представления глобализма как стремления к однородности ее анализ показывает структурную роль различия (diversity) в мобилизации рабочей силы и ресурсов. На дисбалансе и неравенстве — пола, этнической принадлежности, национальности, религии и статуса гражданства — стоит современный глобальный капитализм. Режиссер «Касситерита» Риар Ризальди добавляет в эту цепочку производства неравенства еще одного воображаемого персонажа — феминизированный искусственный интеллект с русским именем, который «осознавая себя», помогает режиссеру и зрителю заметить эти сложные процессы. Именно присутствие цифрового помощника, зафиксированного в виде технического объекта, указывает на безвозмездную помощь, которая также пронизывает всю систему капиталистических отношений.
2. Верхом по причудливой тропе апроприации, 2019 Режиссеры: Нина Фишер, Мароан эль Сани Страна: Германия Международный конкурс 3
В конце XX века критический взгляд на присвоение и использование стереотипных образов тех или иных меньшинств был характерен преимущественно академическому дискурсу и относился к области постколониальных исследований. Сегодня же, когда публичная критика, обвинения в расизме и культурной апроприации в медиа стали частью повседневности, эта проблематика широко осмысляется на языке искусства. Видеоработа «Верхом по причудливой тропе апроприации» исследует проблему апроприации на примере истории увлечения культурой коренного населения Северной Америки в немецком дискурсе. Главный вопрос, которым задаются Нина Фишер и Мароан эль Сани, звучит закадровым голосом: «Где же здесь моя идентичность?». В 20-минутной ленте «другим» («the other») в процессе самоидентификации выступает репрезентация стереотипных образов коренных американцев («native americans») в немецкоязычном пространстве.
3. Они парле идеаль, 2019 Режиссер: Лор Пруво Страна: Франция, Бельгия, Италия Международный конкурс 1
Перформансисты не могут определиться, можно ли перфоманс показывать в записи, но, судя по фильму Лор Пруво, фильм-перформанс имеет право на существование хотя бы потому, что существует. Режиссерка ставит вопросы на грани метафизики, используя образы, переходящие в язык, и наоборот. Сюрреалистичный нарратив успевает раскрыться за полчаса: лазурь моря, человеческие тела и много солнечного света. Если фильм не может вовлечь зрителя, то зритель сам рад вовлекаться. Говорить о перформансе можно, но лучше — участвовать в нем.
4. Свингерра, 2019 Режиссеры: Барбара Вагнер, Бенджамин де Бурка Страна: Бразилия Международный конкурс 4
Танец давно является формой протеста и заявления о своих правах. Особенно важны танцевальные практики в квир-комьюнити: например, первый Love Parade в Берлине, организованный в ответ на ультраправый митинг в 1989 году, или танцевальный стиль Vogue как манифест свободы ЛГБТ-персон афро-американского происхождения. Так и в Бразилии, где танец является важной частью культуры, квир-сообщество активно использует его для самовыражения: когда у власти крайние правые (бывший военный Жаир Болсонару стал президентом в 2019 году), все больше людей ищут способ противостоять гомофобии.
Довольно распространено мнение о японцах как об однородной и весьма патриархальной нации. С одной стороны, это действительно так: отрицать существование в стране дискриминации по половому и национальному признакам сложно. Но с другой стороны, японскую культуру стоит воспринимать и как сплав менталитетов: китайского, корейского и американского. Также и социальное расслоение способствует многообразию общественных отношений. В реальности следовать идеальному традиционному семейному укладу становится практически невозможно. Этот важный для общества диссонанс пытаются осмыслить в том числе и Коки Танака в своей работе «Абстрактная / Семья».
Помимо показов международной и Российской конкурсной программы, спецпоказов и ретроспективы пионерки квир-кино Барбары Хаммер, MIEFF организует серию сессий, исследующих природу фильма как вспышки огня и света под общим названием «Фейерверки». Огонь не только позволил человечеству перейти на следующую ступень эволюции, но и стал для древних людей первым зрелищем и киноопытом. В рамках сессий в кинотеатрах Москино состоятся лекции, инсталляции, перформансы и, конечно, кинопоказы.