Во-первых, мы изучили доступность высшего образования в этих странах по трем параметрам:
- конкурсу на места в университетах,
- стоимости обучения,
- количеству вузов из каждой страны в международном рейтинге QS World University Rankings.
Во-вторых, мы посмотрели, какие условия созданы для студентов из Центральной Азии при поступлении в российские вузы. Анализ количества иностранных студентов в России, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане мы делали на основе данных
UNESCO.
Для подсчета
количества студентов, получающих высшее образование,
количества бюджетных мест и
стоимости обучения мы использовали данные государственных органов и исследовательских центров, публикации СМИ и официальные пресс-релизы. При подсчете иностранных студентов в России использовались данные Минобрнауки РФ только по бакалавриату, так как это первая ступень высшего образования. Чтобы выяснить основные направления академической миграции студентов из Центральной Азии мы использовали данные ЮНЕСКО по всем уровням высшего образования
◽️.
Для подсчета
доступности высшего образования в каждой стране мы проанализировали количество бюджетных мест в вузах и сравнили его с числом выпускников школ. Такое соотношение может дать общее представление о возможности получить образование за счет государства.
Эта методология имеет ряд ограничений: часть выпускников школ не поступают в вузы, а идут учиться в ссузы
◽️, работать или пропускают год для пересдачи выпускных экзаменов. Кроме того, абитуриентами вузов становятся и выпускники техникумов и колледжей. Более точно подсчитать общее количество поступающих сложно из-за того, что каждый абитуриент имеет возможность подать документы в несколько вузов одновременно, а статистика, как правило, ведется по общему количеству заявлений.
Туркменистан — наиболее закрытая страна с точки зрения статистических данных, поэтому по некоторым параметрам мы не проводили сравнение с этой страной.
Мы исследовали ситуацию в странах СНГ, входящих в топ-5, из которых в Россию приезжают студенты — Узбекистане, Казахстане, Туркменистане
◽️ и Таджикистане. Для удобства в нашем исследовании мы объединили их в понятие «Центральная Азия», несмотря на то, мы не анализировали данные по Кыргызстану, который также входит в состав региона, а Казахстан, согласно некоторым методологиям, не является частью Центральной Азии.