Прямая речь СПбГУ
Студенты и преподаватели СПбГУ о ситуации в университете
Авторы: Мартынова Екатерина, Митрошенков Константин
Публикация: 31/07/19

DOXA уже рассказывала о ситуации вокруг СПбГУ, в котором за последние месяцы произошли масштабные академические реформы. Мы пообщалась со студентами и сотрудниками о турбулентности в университете, сокращениях и будущем кафедр и о том, как изменить ситуацию.

С 31 июля по 8 августа в тексте статьи содержались два абзаца с непроверенной информацией, которая была впоследствии опровергнута. Просим извинения у тех, кто был в них упомянут.
Анонимная студентка, факультет психологии СПбГУ
Наш факультет за последний год покинули больше 20 преподавателей, большая часть из них «не соответствовала новым конкурсным требованиям» (например, требования к регалиям были повышены, сократили ставки ассистентов) или была отсеяна во время конкурса по разным причинам (видимо, уменьшили количество ставок, но не только поэтому), остальные ушли сами, не желая мириться с отношением к ним и к их коллегам. Среди этих преподавателей были в основном люди с кафедры общей психологии (это самая важная кафедра для студентов бакалавриата). Использовались те же самые предлоги, что и на истфаке — отсутствие кандидатской или какой-то одной статьи, хотя там были люди, рейтинг среди студентов которых был высок несмотря на отсутствие кандидатской. И, что самое печальное, сотрудники этой кафедры были по-настоящему компетентными специалистами, их обожали студенты. По сути, они были одними из самых сильных сотрудников. Очень известного во всей стране бизнес-тренера и автора книг (проработавшего на факультете десятки лет) уволили только за то, что она не пришла читать лекцию перед комиссией (такое требование ввели в СПбГУ, когда на меньшее количество мест претендует большее количество преподавателей).

Сейчас в разработке новый проект, в соответствии с которым в СПбГУ должны ввести брс[балльно-рейтинговая система]. Но загвоздка в том, что это крайне странная брс, направленная, судя по всему, на то, чтобы отвадить студентов от деятельности, неугодной руководству.

Дело в том, что студенты будут набирать очки за средний балл диплома, публикации, спортивные достижения и прочую деятельность. От рейтинга будет зависеть распределение по направлениям, выбор научного руководителя, темы курсовой работы и т. д. Но это ладно, неприятно, конечно, но ещё как-то можно понять. Проблема же в том, что по этой системе будут отнимать баллы за нарушения кодекса универсанта (в соответствии с которым студенты не имеют право представлять университет в негативном свете) и другие «дисциплинарки», и эти баллы в общей сумме будут иметь ощутимый вес. Получится так, что способные студенты, желающие работать с профессорами и топовыми специалистами и проходить практики в хороших местах, будут вынуждены вести себя тихо и осторожно. Большинство из нас, судя по опросу в вк (не самый репрезентативный источник, конечно, но все равно), сильно не рады возможности реализации этого проекта. И про него пока нигде не писали, в отличие от 3773.

Некоторые непрофильные предметы отныне преподаются в формате онлайн-курсов. Без лекционных часов и семинаров. На нашем факультете это, в частности, история и философия. Раньше у нас был курс истории, адаптированный для студентов-психологов, на семинарских занятиях происходили разборы психологических портретов российских правителей, в целом курс был крайне полезен и важен для формирования мировоззрения. Теперь же обучающиеся вынуждены проходить стандартную виртуальную программу, что является серьезной утратой. Про философию и вовсе говорить больно, потому что советская психология родилась из философии, и студентам этого направления она особенно необходима. Но один из важнейших предметов просто взяли и нагло редуцировали до онлайн-курса.

1
— Какая сейчас обстановка в СПбГУ в целом. Как эта ситуация отразилась на учебном процессе, на общей атмосфере в университете?
Анонимный студент, факультет физики СПбГУ
Руководство выпустило приказ, который накладывает ограничения на минимальное количество слушателей элективного курса (не менее 10 человек), вследствие чего узкоспециальные курсы, на которые как правило ходит не более 10 человек, закрываются. Это имеет ряд негативных последствий, среди которых можно выделить уничтожение образования и даже закрытие целых кафедр. Но люди сверху на этом не остановились. Сейчас в разработке находится приказ о введение рейтинга, который может уничтожить работу с научным руководителем. В Университете царит атмосфера протеста и несогласия. Наши студсоветы всеми силами пытаются помешать руководству, но пока выходит слабо.
Александра, студентка факультета психологии СПбГУ
Обстановку во всем университете комментировать сложно , у нас ещё присутствует сильная разрозненность между факультетами, которые находятся в Петергофе (у них там своя атмосфера, факультеты самые мощные и задротские, это матмех, физфак, пмпу и тд) и городскими факультетами. Но все учащиеся уже в курсе проявившихся проблем на разных факультетах по самым освещенным в вк конфликтам (сокращение преподов по всем факультетам, уничтожение кафедры ихтиологии и гидробио, ситуация с истфаком и приказом и это только в этом году). Ранее было ещё много подарков оптимизации: попытка слияния истфака с философским, истфак снова отстоял свои интересы; слияние географии и геологии в ИНоЗ, из-за чего сильно упало качество их летних практик, замена истории и философии онлайн курсами на всех факультетах и обещания заменить ещё больше предметов в следующем году. Даже если прочекать наши неофициальные университетские паблики на данный момент, везде будут закреплены видео и посты о развале СПбГУ, все это обсуждают.

На данный момент на образовательном процессе это отразилось только у людей, попавших под ранние реформы, последствия нынешних будут видны только в следующем году.

По философии цифр не называлось, но «мы-то знаем, как обычно сдавалась философия, пришёл — поговорил с преподом за жизнь, получил зачёт». Так больше не будет
Лия Фаррахова, председатель студсовета исторического факультета
Ситуация в университете несмотря на каникулы достаточно напряжённая. Если говорить об истфаке, то нам удалось отстоять какие-то элективы на первый семестр. Сначала нам в соответствии с приказом отказали в открытии многих предметов, затем администрация, видимо, поняв, каких масштабов достигло недовольство студентов, решила открыть выбранные студентами предметы. При этом все «спихнули» на комиссию, которая в соответствии с приказом решает судьбу элективов — мол они все не так поняли и допустили ошибки. Но естественно, все понимают, чем вызваны такие меры. Хуже обстоят дела с сокращением преподавателей, их уже, видимо, не вернёшь, поэтому страдает ряд кафедр — этнографии, археологии, Древней Греции и Рима. Не представляю, как будет выглядеть учебный процесс в новом году.

2
— А есть какие-то конспирологические теории, зачем университету убивать по сути собственные топ-кафедры, которые являются одними из лучших в стране?
Анонимный студент, факультет физики СПбГУ
Конспирология была, есть и будет всегда, но я не имею никакого желания апеллировать к малообоснованным мнениям.
Александра, студентка факультета психологии СПбГУ
Тайные теории я слышала, они больше похожи на бред, существует одна истинная и уже озвученная.

У государства больше нет денег нас учить. Тут можно проанализировать статистику повышении платы за обучение уже третий год подряд! На всех факультетах! Цены есть в открытом доступе. При этом создаются дешевые открытые курсы, все те преподы, что раньше вели эти курсы по всему уни, больше не получают зп за эти часы => университе экономит ещё больше денег в год.

Более того, выделяемые деньги на ежегодные выезды факультетов на базы были сокращены, у психфака в прошлом году вообще не было дня первокурсника первый раз в истории. Руководство поставило такие условия, что для потока в 100 человек всего 20 мест. Мои однокурсники просто отдали эти места другому факультету, чтобы они поехали в адекватном составе — те ещё больше денег экономят на местах.

Раньше у нас был, как и у МГУ, специальный статус, и было по 4 студента на 1 препода, лучший показатель в стране. Постепенно это количество сокращалось, а сейчас и вовсе поставили задачу сократить количество точно до 8 студентов на препода. Истфак писал, что у них было 12 чел на препода. => ещё больше денег. Интересно только, на что они идут.
На наших и соседних факультетах последнее время кафедры не сокращались, а направления только росли
Лия Фаррахова, председатель студсовета исторического факультета
Мне, честно говоря, страшно предположить. Науку задвинули на задний план, во главе угла — финансово-хозяйственная деятельность. Проще говоря, денег хотят сэкономить. Правда, не совсем понятно зачем, причины нам не раскрывают.
Фото: Георгий Манжиков
Источник: МБХ Медиа


3
— Все наслышаны про ситуацию на истфаке, о которой много писали СМИ. На других факультетах происходят аналогичные процессы или есть своя специфика?
Анонимный студент, факультет физики СПбГУ
У нас на физфаке 17 уникальных кафедр и относительно небольшой набор в 100 человек. Кроме того кафедра, в сущности, читает элективные курсы. Несложная математика показывает то ужасное, к чему может привести действие приказа 3773/1. У нас также были сокращения преподавателей, у нас также есть несогласие. Сотрудники нашего факультета писали открытое письмо к ректору, которое подписали 40 человек.
Александра, студентка факультета психологии СПбГУ
На психфаке большинство людей не было в курсе происходящих изменений, кроме как от рассказов некоторых преподов в состоянии полной секретности, и постов во Вконтакте от других факультетов. До середины июня. После этого стало известно точное количество уходящих преподавателей, всплыла история истфака, и мы группой активистов начали активно общаться с увольняемыми людьми и посвящать людей через беседы в данную ситуацию. Собралось достаточное количество неравнодушных, собралось огромное количество информации из первых уст, и был организован эдакий пикет на отчетном годовом заседании психфака (где присутствуют почти все преподаватели, и декан отчитывается об итогах года и перспективах).

Итог: мы были проигнорированы.

Один из преподов также неоднократно рассказывал нам о том, что у СПбГУ есть специальная прога, отлавливающая все посты с упоминанием уни, в вк/инсте/тви (не просто по тегам), и потом они прочитываются. А те, кто пишут нелестности, попадают в чёрный список под регулярный мониторинг.
Лия Фаррахова, председатель студсовета исторического факультета
Думаю, вопрос не ко мне

4
— Были ли кейсы увольнения преподов по причине не открывшихся элективов? Насколько мне известно, некоторым преподавателям задерживали зарплаты около полугода, но компенсировали премиями (не всегда).
Анонимный студент, факультет физики СПбГУ
Я знаю про это на уровне слухов.
Александра, студентка факультета психологии СПбГУ
У нас очень большой факультет, и не бывает такого, чтобы не набиралось по 10 человек на электив, так что для нашего факультета этот приказ не имеет особого значения, и сокращения по нему не производятся.

Сокращения произошли по всем людям без кандидатских, у старших преподов повышены требования к количеству публикаций в год + конференций, при этом у профессоров требования сделали ещё ниже.

К слову о людях без кандидатских. У нас есть несколько молодых преподавателей без них. Но помимо того, что у них хорошие отношения с администрацией, они работают по договору гпх, который обновляется каждый новый семак, так что могут быть не продлены (уволены) без объяснения причин, увольнительных и др.

Из-за этого у них меньше свободы. Например, невозможность быть научным руководителем студента. Невозможность быть в официальном списке преподов на официальных ресурсах.
Студенты не привыкли к такому формату, и преподаватели, но всем придётся, есть нацпроекты, хватит ныть
Лия Фаррахова, председатель студсовета исторического факультета
Тут нужно немного сказать о том, как проходит конкурс на должность. Сверху ежегодно спускается количество ставок , на которые претендуют все преподаватели, у которых заканчивается контракт в текущем году. Как видно по нынешней ситуации, ставки сильно сократили, особенно это касается ассистентов и старших преподавателей. Сокращение элективов и сокращение преподавателей — процессы взаимосвязанные. Сократится количество элективов — сократится нагрузка преподавателей
— продолжатся сокращения. Зачем нашей администрации преподаватель, у которого нагрузки нет?
Фото: Георгий Манжиков
Источник: МБХ Медиа


5
— Как вы считаете, это каждый раз местная инициатива или речь идёт о централизованном плане?
Анонимный студент, факультет физики СПбГУ
Конечно второе. Здесь явно проявляется абсурдный подход к образованию. Я вспоминаю слова одного ответственного за всё это человека о том, что якобы профессиональная пригодность не сводится к слушанию узких курсов. Бред.
Александра, студентка факультета психологии СПбГУ
Это однозначно общеуниверситетская тенденция. Взять хотя бы то, что многие факультеты переделывают в институты, а зачем? Затем, что в институт ректор сам может назначить директора, любого, без какого-либо обсуждения с учёным советом этого факультета. В то время как декан всегда выбирается на общем голосовании.

Про увольнение неугодных деканов можно вспомнить на примере Марины Шишкиной, экс-декана журфака СПбГУ.

А политика ректора была тоталитарной ровно с того момента, как его вообще назначили. К слову, он всегда ходит с телохранителями и боится быть отравленным, принося свою воду на все универские собрания, вместо предложенной на столе организаторами.
Лия Фаррахова, председатель студсовета исторического факультета
О местной инициативе речи быть не может — приказ, например, подписан первым проректором по учебной и методической работе Мариной Юрьевной Лавриковой, ставки тоже из ректората спускают.

6
— Политика ректора СПбГУ Кропачева последние годы стала все более и более тоталитарной. С чем вы это связываете и каких изменений ждать в университете?
Анонимный студент, факультет физики СПбГУ
Деньги. Насколько я знаю, он, пользуясь особым статусом Университета, скрыл свои доходы, но почему-то не использовал это для обхода приказа 3773/1. Я склонен видеть в этом бюрократическую машину, хотя особых доказательств не имею так, частное мнение. Страшно представлять, как может в скором будущем уничтожиться известная ленинградская научная школа.
Лия Фаррахова, председатель студсовета исторического факультета
Никто уже давно не ждёт ничего хорошего. Нам тут только за последний месяц скинули несколько инициатив администрации, от которых у студентов и преподавателей волосы на голове дыбом встают.

7
— Из этого вытекает следующий вопрос: хотят ли студенты и сотрудники университета выходить на митинги в связи с реформами?
Анонимный студент, факультет физики СПбГУ
За себя могу сказать, что хочу. Возможно, хотят представители других факультетов. У нас пока нет таких сильных последствий как на истфаке, но, может, это лишь вопрос времени
Лия Фаррахова, председатель студсовета исторического факультета
Вопрос с митингами будет решаться по мере возвращения студентов с практик и каникул . Если возникнет такая необходимость, то мы готовы.
Мы также поговорили с анонимным преподавателем
института истории

— Как преподаватели СПбГУ воспринимают происходящее в университете?
Если говорить о профессорско-преподавательском составе, то появляется понимание, что происходят некие реформы. Зачем и почему? Наверное чтобы показать эффективность реформирования университета, потому что долгое время выделялись достаточно серьёзные деньги на административные реформы, а отдачи не было. Теперь необходимо показывать результат. Общее ощущение от всего происходящего достаточно негативное. Понятно, что этим не ограничится. Университет идёт по пути снижения степени спецификации образования и универсализации основного образовательного потока, по крайней мере на бакалавриате. В итоге наверное всё сведётся к тому, что будет одно направление, на котором будет учиться большинство студентов. Мы [преподаватели] воспринимаем сокращения как начало далеко идущего процесса.
— В СПбГУ планируется введение рейтинговой системы для студентов. Как вы относитесь к этой инициативе?
Никакой проблемы в самом рейтинге нет. Есть странный нюанс, касающийся выбора научного руководителя исходя из рейтинга. Там также есть статья, согласно которой положение в рейтинге может быть снижено из-за дисциплинарных взысканий. Насколько я понимаю, университет стремится в том числе контролировать внеучебную деятельность студентов. В данный момент нет инструментов прямого воздействия на студентов, если они, например, организовано выражают недовольство внутри университета или участвуют в протестных митингах. При помощи рейтингово-бальной системы университет пытается контролировать студенчество. На мой взгляд, именно это основная мотивация.
— Случай СПбГУ — это пример местной инициативы или речь идёт о централизованном плане?
Есть общегосударственный тренд по повышению, назовём это так, эффективности. Яркие примеры — региональные ВУЗы, где идёт масштабное слияние и сокращение. С одной стороны, это общий тренд. С другой — в каждом отдельном случае ситуация решается по-разному. Если, например, МГУ сохраняет свой вектор, сохраняется структура факультетов, сокращение дисциплин и ставок происходит не так масштабно, то в нашем случае это приобретает более взрывной характер.
— Как вы считаете, насколько далеко студенты и преподаватели готовы идти в борьбе за свои права? Готовы ли другие факультеты, помимо исторического, включаться в это движение?
Такие движения действительно есть на других факультетах, например, на физическом. Сложно сказать, насколько это эффективно. В определённый момент показалось, что администрация готова сдать назад, заморозить некоторые, с точки зрения студенчества, одиозные инициативы. Но после того, как участникам заседания студенческого совета исторического факультета были разосланы письма с требованием написать объясните-льные, почему они по своим пропускам проводили в университет людей [выпускников СПбгу и других историков, участвовавших в заседании студ. совета]. Открывать дисциплинарные дела по этому поводу не стали, но надавили на студентов. После 3773 пошли новые инициативы, даже несмотря на широкий резонанс в прессе и сюжеты по центральному телевидению, несмотря на перенаправленное Ковалёвым обращение к Медведеву [депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга А.А. Ковалёв поддержал резолюцию студентов и перенаправил её Д. А. Медведеву, председателю попечительского совета СПбГУ] политика продолжилась. Судя по всему, администрация уверена в непогреши-мости собственных методов и получает поддержку от федерального центра. Если в начале показалось, что это может привести к чему-то серьёзному, то сейчас возникли сомнения. Что дальше? Преподаватели кафедр, которых сокращения коснутся больше всего, конечно, не выйдут на митинги, но могут устроить итальянскую забастовку — не будут выходить на лекции, которые числились за уволенными преподавателями. Но это крайний случай, только на наиболее пострадавших кафедрах. Насчёт студенчества не знаю, оно само за себя скажет. Преподаватели связаны контрактом, все сейчас висят на волоске, поэтому в какой-то серьёзной акции преподавательский состав вряд ли будет участвовать.