Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
Close
Экзамены и госы в период самоизоляции
Как будет проходить итоговая аттестация в российских вузах?
Авторка: Наташа Батуева
При участии Никиты Кучинского
Иллюстрация: Аня Артамонова
Публикация: 26/05/2020
Прошло почти два месяца с того момента, как российские вузы отказались от очной формы обучения в пользу дистанционной в связи с пандемией коронавируса. DOXA писала об опыте и трудностях, с которыми сталкивались студенты и преподаватели на «дистанционке», а также об основных инструментах онлайн-образования. 8 мая стало известно, что промежуточная аттестация и государственная итоговая аттестация пройдут в онлайн-формате «с применением дистанционных технологий». Однако, как именно будет организован процесс сдачи экзаменов, по-прежнему остается неясным. DOXA рассказывает о формах онлайн-контроля и опыте студентов, сдающих экзамены дистанционно, а также о том, чего ждать от защиты дипломных работ этим летом.
За период карантина университеты постепенно стали приспосабливаться к новым форматам лекций и семинаров. Однако промежуточная аттестация, госэкзамены и защиты в российских вузах всегда проводились очно. По мнению министра науки и образования Валерия Фалькова, российские университеты готовы к дистанционной сдаче сессии. На восьмом заседании Рабочей группы по организации образовательной деятельности в условиях самоизоляции министр заявил, что университеты адаптировались к онлайн-режиму, и итоговую промежуточную аттестацию можно проводить с применением технологий дистанционного обучения. О государственных экзаменах и защитах министр отдельно высказался в ходе брифинга 22 апреля: «Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются вузами самостоятельно с учетом стандарта. Если стандарт позволяет провести только защиту выпускной квалификационной работы и не требует проведения государственных экзаменов, то некоторые вузы таким правом пользуются». От государственного экзамена уже частично отказался Финансовый университет при правительстве Москвы. Их примеру последовали СПбГУ, НГУ, ВШЭ и другие. Так или иначе, отменять часть экзаменов или полностью переводить аттестацию на дистанционный режим, каждый вуз будет вынужден решать самостоятельно. По-видимому, вопрос выбора конкретных форматов экзаменов и решение технический проблем — оснащение студентов оборудованием, помощь преподавателям в освоении цифровых платформ — ложится на плечи преподавателей и администрации университетов.
Дистанционная проверка знаний
В мировой практике онлайн-образования существует несколько вариантов проверки знаний. Различают асинхронный и синхронный элементы контроля по признаку установившихся временных отношений между приемом и отправкой информации между преподавателем и студентом. Синхронный формат предполагает практически одновременный обмен информацией, например, вебинар. В рамках асинхронного формата прием информации отсрочен, то есть студент выполняет домашние задания, проекты, рефераты, проходит тесты самостоятельно в свободном режиме. Проверка и оценка осуществляется после выполнения работы. Если аттестация по предмету проходит в формате защиты проекта, то записать видео с выступлением и презентацией отправляется на проверку преподавателю, либо загружается на образовательную платформу или облачное хранилище.

Такой элемент контроля уже привычен для некоторых российских университетов. Поэтому в этих вузах сессия прошла в обычном режиме: «У меня британская система обучения. Окончание всех курсов — это написание эссе, что и так не требует оффлайн-формата. Редкие экзамены также пишутся и сдаются онлайн, в этом плане у нас меняется только формат занятий», — Аня, магистрантка Шанинки (Москва)

Некоторые студенты, которые привыкли к очной форме сдачи экзаменов, обнаружили скорее плюсы в их вынужденной отмене и изменении формата: «Сдавать экзамены в виде тестов в LMS было супер комфортно, так как все материалы рядом, твои ребята-котята всегда на связи, да и нет этого чувства постоянного контроля, как на очных защитах», — Рома, выпускник НИУ-ВШЭ (Пермь)
Идет прокторинг и съемка тебя через камеру. Следят по-полной, так что списать никак не получится. У некоторых уже обнулили результаты
Студент МГЮА КФ (Киров) на условиях анонимности сообщил, что сессия в их университете также пройдет дистанционно. Зачеты пройдут в виде тестов, а экзамены останутся в формате устных ответов. Каким образом будет обеспечиваться контроль и пресекаться использование вспомогательных материалов — неизвестно.

Во многих российских университетах курсовые работы планируется оценивать без презентации работы студентом: «Сдача курсовой будет через электронную почту, документ итоговой курсовой загружается в Educon», — Даша, студентка ТюмГУ (Тюмень)

Применение только асинхронного формата меняет процедуру, так как полностью исключает возможность выступления и непосредственно защиты своей работы: «Исконно устная защита курсовой на мартовской сессии модифицировалась в проверку текстов наших курсовых комиссией. В предыдущие годы такие работы удавалось хорошо защитить устно: нужно было просто все делать на уверенности, плюс репутация неплохого студента, наверное. Меня чуть не прихлопнуло супер низкой оценкой» — Рома, выпускник НИУ ВШЭ (Пермь)

Есть и другие недостатки дистанционной защиты, которые не позволяют дорабатывать текст диплома до рецензирования: «Мы теперь не сами отправляем рецензенту работу, а учебная часть пересылает ему файл, выгруженный из LMS. Для нас это некоторое ужесточение мер, потому что между загрузкой и отправкой рецензенту раньше можно было что-то еще поправить», — Аня, выпускница НИУ ВШЭ (Москва)
Онлайн-экзамены под надзором
Синхронный элемент контроля выполняется согласно расписанию занятий. Проводить экзамены собираются в Zoom, Skype или MS Teams с помощью прокторинга — системы контроля за экзаменуемыми для соблюдения правил прохождения экзамена. Процесс работы и поведение студента контролируется специальными людьми — прокторами или системой прокторинга: Examus, Stepik и ProctorEdu. Основные требования при проведении синхронного элемента контроля состоят в следующем: в обзор камеры должны попадать руки студента и рабочее место, нельзя иметь посторонние материалы. Эти меры снижают риск списывания или помощи со стороны: «У нас сессия уже проходит с использованием системы Examus. Был онлайн-экзамен для 200 человек с 13 до 16 часов через гуглдок (в 16 доступ к экзамену прекратился). Идет прокторинг и съемка тебя через камеру. Следят по-полной, так что списать никак не получится. У некоторых уже обнулили результаты» — Саша, выпускник НИУ-ВШЭ (Москва)

Такая система действительно позволяет проводить экзамен для большого количества студентов одновременно. Но проблема технических сбоев остается, а серьезные неполадки в работе платформы зачастую приводят к переэкзаменовке: «Не было гнетущей предэкзаменационной атмосферы, да и можно встать за 3 минуты до экзамена. С другой стороны, постоянные технические сбои (привет, ЛМС) очень нервировали и доставляли кучу неудобств. Например, в какой-то момент нашему курсу пришлось переписывать экзамен» — Алина, Cneвыпускница НИУ-ВШЭ (Пермь)
Трудности онлайн-аттестации
С переводом на дистанционное обучение российские университеты столкнулись с новыми препятствиями, в первую очередь, технического плана — не все студенты владеют необходимым оборудованием. Часть вузов решили отсутствие необходимого оборудования у студентов практически сразу. В Вышке среди учащихся провели опрос, после которого руководство обзвонило всех, у кого нет вебкамер. Студентам без аппаратуры предложили либо приехать в учебный корпус и самим забрать камеры, либо дождаться доставки вебкамер курьером на дом. Учащимся, которые уехали в другие регионы, закупят веб-камеры в местных интернет-магазинах и также доставят на дом. На историческом факультете МГУ деканат сделал обязательным наличие веб-камеры для сдачи экзаменов, а отсутствие видеосвязи приравнял к неявке. Позднее от этой идеи отказались. Теперь, если у студента нет необходимого оборудования, он может написать заявление с просьбой перенести экзамен на осень. Кроме того, факультет пообещал помочь студентам, у которых нет веб-камер, чтобы они сдали сессию онлайн.

Возникают и другие проблемы по причинам, независящим от учащихся. Так, по словам студентов, руководство РУДН продлило самоизоляцию для проживающих в общежитии студентов до конца мая. Те, кто не успел уехать домой, вынуждены сдавать онлайн-экзамены, находясь в комнате общежития. По сообщениям проживающих в кампусе, отсутствие скоростного интернета делает связь во время экзамена с прокторингом некачественной — соединение постоянно прерывается. С той же проблемой сталкиваются и студенты, которые находятся дома и у которых нет материальной возможности наладить бесперебойное соединение.

Проживающие в общежитии РУДН столкнулись и с другим невыполнимым требованием руководства. Проведение онлайн-экзаменов подразумевает тишину в комнате, где присутствует только один человек. В условиях общежития достичь этого трудно, учитывая, что в одной комнате с небольшой площадью живет четыре человека. В такой же ситуации оказываются и многодетные семьи с одним компьютером на семью. По словам студента РУДН, университет не предоставил сдающим экзамен веб-камеры, сказав, что учащиеся должны либо купить, либо одолжить технику самостоятельно.
Постоянные технические сбои очень нервировали и доставляли кучу неудобств. Например, в какой-то момент нашему курсу пришлось переписывать экзамен
Студенты 4 курса экономического факультета СПбГУ во время пробного экзамена через систему прокторинга столкнулись и с техническими проблемами системы. Программа для прокторинга ProctorEdu улавливала шумы, которых не было, не распознавала лица студентов и досрочно завершала работу. Затем, после обращений в техническую службу, программа предоставила повторный доступ к прохождению тестирования не всем студентам.

О проблемах с системой прокторинга сообщили и студенты ВШЭ. Они обратились с открытым письмом к ректору Ярославу Кузьминову. Их главное требование — пересмотреть условия сдачи экзамена онлайн и отказаться от системы прокторинга «Экзамус». В письме студенты указывают, что не у всех есть необходимое оборудование и финансовые возможности, чтобы его приобрести. Они обращают внимание на возможные технические неполадки, из-за которых результат экзамена может быть аннулирован.

«Мы уверены, что экзамены должны проверять наши подлинные знания, а не техническую дисциплинированность и стрессоустойчивость», — пишут студенты. Авторы письма предлагают ослабить строгость технических требований, организовать сдачу сессии в Zoom или MS Teams и по возможности провести экзамен в креативной форме. Нынешние правила лишают студента возможности сходить в туалет во время экзамена или поменять мышку, так как учащийся обязан «сосредоточиться на выполнении заданий, не отрывая взгляд на посторонние предметы на долгое время (15 секунд и больше)».