Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
Close


«Просто знайте, что мы не готовы видеть инвалидов в стенах нашего вуза»
С какими трудностями в университете сталкиваются студенты с особенностями здоровья
Авторы: Герман Нечаев,
Люся Пашковская
При участии Аллы Гутниковой
Иллюстрации: Ира Гребенщикова
Публикация: 12/11/2020
По закону, во всех образовательных учреждениях должны быть созданы «специальные условия для обучения лиц с особенностями здоровья». Рассказываем, насколько действительно соблюдается этот принцип в университетах и как особенности здоровья влияют на адаптацию к университетской жизни.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушением работы опорно-двигательного аппарата, сталкиваются с серьезными сложностями, как только покидают пределы квартиры, — мало где в России есть безбарьерная и полностью доступная среда. Когда студенты добираются до университета, они встречаются с новыми трудностями. Наталья Камолинкова, популярная в инстаграме как «Блогер на колесах», и муниципальный депутат округа Морской Санкт-Петербурга, подчеркивает, что в теме инклюзивного образования есть два важных аспекта: доступность помещения и, собственно, образовательного процесса.
Университет, обучающий работе с людьми с инвалидностью, не адаптирован для студентов на коляске
Для людей, передвигающихся на колясках, доступность помещения — это наличие пандусов, лифтов и достаточно широких дверных проемов — всего, что помогает комфортно передвигаться человеку с инвалидностью. Однако учебные учреждения далеко не всегда готовы создавать инклюзивную среду: возводить пандусы, устанавливать лифты, обеспечивать туалетные комнаты для людей с инвалидностью. Если нет возможности установить подъемник или лифт, учебная часть может организовать пары на первом этаже, что позволит студентам с особенностями здоровья регулярно посещать занятия. Но и это требование часто нарушается. Так, по словам Наташи, ее друг, студент на коляске, учится в НГУ им. П. Ф. Лесгафта [Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта] на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры, но вынужден постоянно прибегать к помощи одногруппников — университет, обучающий работе с людьми с инвалидностью, не адаптирован для студентов на коляске.

Многие виды студенческой активности проходят в неформальной обстановке, но библиотеки, антикафе, места для коворкинга редко оборудованы всем необходимым для комфортного пребывания людей с инвалидностью. Из-за этого человеку с особенностями здоровья сложнее влиться в студенческое коммьюнити. Кроме того, ряд направлений подготовки требует частых выездов на полевые практики: такое есть на естественно-научных факультетах и на некоторых гуманитарных специальностях (например, на археологии). Университеты не всегда готовы предоставить студентам с инвалидностью возможность участвовать в полевых практиках и в целом обеспечить им доступ ко всем этапам учебного процесса. Но физические ограничения — не единственная возможная проблема.

При поступлении Марина [Имя изменено по просьбе респондентки. — DOXA] уведомила вуз о наличии инвалидности, к тому же, на сайте было указано, что университет полностью адаптирован для людей на коляске. Но уже на стадии подписания договора в кабинет приемной комиссии, где находилась абитуриентка и ее мама, вошла одна из преподавательниц со словами: «Просто знайте, что мы не готовы видеть инвалидов в стенах нашего вуза». Она предложила Марине и ее маме подумать, прежде чем заключать договор. Абитуриентка все же решила поступать в этот университет. Несмотря на инцидент, корпус университета оказался доступным для людей с инвалидностью, а остальные преподаватели и одногруппники поддерживают Марину.
«В первом гуманитарном корпусе, где находится филфак, чтобы подняться к лифту, нужно преодолеть около 20 ступенек»
Проблемы при поступлении возникли и у Глеба Кузнецова. Окончив бакалавриат МГЛУ [Московский государственный лингвистический университет], Глеб решил поступать в магистратуру МГУ. Он выбирал между Факультетом иностранных языков и регионоведения (ФИЯР) и Филологическим факультетом, но на последний даже не стал подавать документы — здание оказалось не приспособлено для людей с ограниченными возможностями передвижения: «В первом гуманитарном корпусе, где находится филфак, чтобы подняться к лифту, нужно преодолеть около 20 ступенек. Только ФИЯР обеспечил доступную среду. Это один из немногих факультетов МГУ, которые приспособлены для колясочников».

По словам Глеба и его мамы, Ларисы Кузнецовой, при сдаче вступительного экзамена возникли серьезные проблемы: «Когда поступает инвалид, он прописывает, что ему требуется. Мы указали, что необходимы дополнительные полтора часа на экзамене, доступный туалет, крупный шрифт на экзаменационных материалах, особая бумага — не просто чистый лист, а в клетку, чтобы удобнее было писать [Глеб — инвалид I группы по зрению]. Мы сами принесли ее накануне, но перед экзаменом нам сообщили, что Центральная приемная комиссия запретила использовать такую бумагу». Специально оборудованный туалет также оказался недоступен — он был закрыт на ключ. Обо всех этих нарушениях Лариса и Глеб написали в заявлении-претензии на имя ректора МГУ [Копия находится в распоряжении редакции. — DOXA], однако ответа со стороны администрации так и не получили. Но и на этом сложности не закончились.

Как утверждает Лариса Кузнецова, МГУ предложил Глебу место по особой квоте. Такую формулировку используют для абитуриентов бакалавриата, имеющих особые права. Среди них люди с инвалидностью, дети-сироты и дети, оказавшиеся без попечения родителей. На направлении подготовки для них выделяют не менее 10% бюджетных мест. Но ни в документах МГУ, ни в документах Министерства образования и науки РФ не прописана процедура выделения квот в магистратуре. Тем не менее, Глеб, поступавший на магистерскую программу, был внесен в список «лиц, поступающих по особой квоте» [Фотография конкурсных списков есть в распоряжении редакции. — DOXA]. Он оказался единственным абитуриентом в этом списке и, как объяснили в приемной комиссии, должен был поступить в университет вне общего конкурса, набрав минимальный проходной балл. Экзамен Глеб сдал успешно, но при публикации ранжированных конкурсных списков выяснилось, что он участвует не в отдельном конкурсе по особой квоте, а проходит по общим основаниям. В этом списке он оказался на месте, которое не позволяло ему претендовать на бюджет.

По словам его матери Ларисы Кузнецовой, администрация вуза стала утверждать, что никакого отдельного конкурса нет, а формулировка «лица, поступающие по особой квоте» означает лишь право на особые условия при проведении вступительного экзамена, которые, между тем, тоже не были выполнены.

Мы обратились за комментарием в ректорат МГУ, Центральную приемную комиссию, а также в приемную комиссию ФИЯР, однако ответа не получили.

В итоге Глеб поступил в Институт мировых цивилизаций: «Когда я предоставил свое портфолио и диплом МГЛУ с отличием, было понятно, что во мне заинтересованы и никаких квот не требуется. Внутреннее тестирование я выдержал на 92 балла». В здании ИМЦ четыре работающих лифта, а за группой Глеба закреплена отдельная аудитория, куда приходят все преподаватели.
«Напротив моей фамилии было написано, что у меня инвалидность. Несколько человек из моего класса увидели это и решили, что я обманула приемную комиссию, чтобы поступить на бюджет»
Сложности порой возникают и в случаях, когда особенности здоровья не очевидны. Новость о том, что у твоего сверстника диагноз, о котором ты не знал долгие годы, может быть воспринята с недоверием и даже агрессией. «О том, что у меня диабет, в школе знали только учительница физкультуры и моя лучшая подруга, — рассказывает Виктория Давлетова. — Больше никому я об этом не говорила, ходила на уроки физкультуры, экзамены сдавала вместе со всеми. Никогда не хотела, чтобы из-за диагноза мне делали какие-то поблажки. Единственный раз, когда я воспользовалась своим особым правом — при поступлении. В списках абитуриентов [Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова ] указывал, какая льгота у школьника, поступающего на особых условиях. Напротив моей фамилии было написано, что у меня инвалидность. Несколько человек из моего класса увидели это и решили, что я обманула приемную комиссию, чтобы поступить на бюджет». По словам Виктории, ее одноклассницы выложили в соцсетях скриншот списка абитуриентов, стали издеваться и обвинять во лжи: «В свои 18 я была в шоке от того, насколько ужасно могут вести себя люди».

Однокурсники другой девушки, Евгении [Имя изменено по просьбе респондентки. — DOXA] — студентки РНИМУ им. Пирогова — знают о ее диабете: «Ребята морально и физически поддерживают меня, если «скачет» сахар. Последнее время я пользуюсь шприц-ручками, а не инсулиновой помпой, поэтому некоторые одногруппницы не стесняются и предлагают сделать мне инъекцию инсулина, чтобы набраться медсестринского опыта. А когда я бываю на инсулиновой помпе, некоторые преподаватели просят показать, как это все устроено». Но сама Евгения не рассказывает о диагнозе, чтобы это не влияло на восприятие ее академических успехов: «Обычно я не сообщаю преподавателям [о диабете], мне кажется, если мне плохо на семинаре или коллоквиуме, это не освобождает от ответа. В медицинских институтах проблемы со здоровьем уходят на второй план — нам говорят, что мы "знали, куда идем"».
Евгения говорит, что у жизни и учебы с диабетом есть своя специфика: «Например, к 9 утра нужно быть на Тульской, а к 13:20 — уже в Коньково. Не успеваешь поесть, измерить сахар. Я часто сталкиваюсь с гипогликемией [Пониженным уровнем глюкозы в крови. — DOXA], когда работаю в больнице, потому что приходится много двигаться, относить анализы, сопровождать пациентов. Всегда нужно иметь в кармане хирургички [хирургический халат] сахар». К изменению самочувствия может привести и сильное психологическое напряжение во время сессии: «Из-за стресса иногда начинает «скакать» сахар. Однажды я так спешила на важный экзамен, что не вколола инсулин — вспомнила об этом только через час после того, как сдала». Но в целом, по словам Евгении, особенности здоровья не являются для нее преградой при получении образования: «Безусловно, трудности есть, но мой диабет немного атипичного характера, у меня не бывает очень высоких сахаров, это спасает. И, конечно, очень важна поддержка друзей».

В Декларации независимости людей с инвалидностью, сформулированной американским инва-активистом Норманом Кунком, сказано, что чрезмерное внимание не способствует инклюзии: «Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие». Людям с особенностями здоровья необходим не только физический, но и психологический комфорт — это возможно только при соблюдении баланса между реальной помощью и преувеличенной заботой.
Инклюзия — форма обучения, где каждый человек, независимо от его особенностей, одинаково включен в весь учебный процесс.
Комплекс условий для свободного доступа людей с особенностями здоровья к общественным местам (пандусы, поручни, подъемники, автоматические двери для маломобильных людей; специальные информационные терминалы и т.д).
Устройство для введения инсулина, напоминающее кнопочный телефон. Его подсоединяют к телу с помощью трубки-катетера, через которую инсулин непрерывно поступает в организм.
ФЗ «Об образовании РФ»: Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенностиорганизации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.